воскресенье, 08 ноября 2009
Местами умиленно улыбаюсь до ушей, местами недоуменно вытягиваю физиономию и даже начинаю злобно шипеть. В общем, неоднозначное такое впечатление. Но зацепило. Дальше уже может нравиться, не нравиться, главное, что зацепило.
Конечно, я начала читать ОЭ ради антуража XVII века. Быстро поняла, что по части фэнтези с антуражем XVII века я зря раскатала губу. Ну, зато книга увлекательная - черт с ним с XVII веком, читаем дальше.
Что мне так не понравилось?... Так скажем, стиль эпохи - это не просто характерные платья, дома и кустики в парке. Быт всегда что-то символизирует. Это отражение мироощущения людей данной эпохи. Кэртианцы конца круга Скал неестественны в барочных залах и тряпках, потому что это не их мироощущение. Торжественность, стремительность, яркость красок и геометричность барокко не могут выражать страх перед неведомыми силами природы, зацикленность на прошлом и ожидание апокалипсиса.
читать дальшеИ ладно бы мир просто казался мне противоречивым по форме и содержанию. Я еще не понимаю его внутренней логики. Вот, к примеру, в Талиге есть огромная регулярная армия, подчиненная короне. Но есть куча аристократов, хозяйничающих в провинциях, и нет мощного чиновничьего аппарата. Так все же централизация или феодальная вольница? Или, еще пример: со времен Франциска Оллара прошло 400 лет, но конфликт тех времен до сих пор вспоминают так остро, словно это было поколение назад. Если это не объяснить какой-нибудь чертовщиной, то Раканье семейство, всплывшее через 4 столетия при политическом влиянии и праве на трон, живущем в памяти и сердцах людей, это все равно как если бы у нас с вами тут объявился какой-нибудь потомок Ивана Грозного - как то от ЛжеДмитрия чудом спасшийся пра-пра-пра-...-правнук. А у нас еще, заметьте, всеобщая грамотность и знание истории, в отличие от тех кэртианцев. И бедные-бедные Алва. Им уже черт-те сколько поколений поминают Рамиро-предателя. И это в а-ля XVII век, когда что не Конде или Тюренн какой, то сам предатель, и все как будто так и надо.
Ну что... хорош уже ворчать - рассказывай, что зацепило?
Понравилась, прежде всего, головоломка. Сюжет лихо закручен, многое дается намеками, взгляды персонажей то и дело друг другу противоречат, а авторского голоса нет. Искать зерна истины и собирать из кусочков мозаику приходится самой - сплошное удовольствие. Правда, тут не обойтись без ложки дегтя.
Читаю «Красное на красном»: О, какая очаровательная неоднозначность - враги все живые по-своему правые люди.
Читаю «Зимний излом»: Да, на счет того, кто тут враг, я, конечно, сильно загнула...
А начинается-то все куда интереснее: люди чести и люди при власти выглядят достойными противниками. Но когда оказывается, что одну сторону составляют исключительно идиоты и паразитирующие на них подлецы, и ни одного хотя бы относительно адекватного персонажа, разделяющего их идеологию, это даже круче старых добрых традиций толкиеновских Врагов. Ведь, одни идиоты Окделлы с подлецами Штанцлерами и на верху всего этого бардака идиот и подлец Альдо - ужас. (Эпине не в счет - он их взглядов не разделяет, а просто вляпался за компанию и тут же поспешил поменять сторону.)
Понравился вроде бы и совершенно земной европейский исторический, а вроде бы и оригинальный фантастический мир (имею ввиду географию и народы) - получился очень интересный коктейль из знакомых фрагментов и свежих впечатлений. Знакомый и не знакомый. Очень затягивает.
Понравился Рокэ Алва. Колоритный тип - наблюдать за его выходками вперемешку с деяниями было сплошное удовольствие и куча поводов от души посмеяться. Хотя персонаж на любителя - так скажем, вкусно как химический бисквит с ядовито-зеленым кремом. Да, я такое люблю, несмотря на ужасы поклонников полезного натурального продукта. Марти Стью ли Рокэ Алва? Конечно, да. Нет, не потому, что он исключительно экстравагантен, прекрасен и гениален. Во все это я охотно верю. Но вот экстремально светлая кожа обгорает на солнышке, пистолет XVII века попадает в свечу, не говоря уже о фитиле с огоньком, только по редкой случайности, а регулярное пьянство вредно для здоровья. Да, я знаю, что я зануда.
Было, конечно, жаль, что Алва превратился из зажравшегося эгоиста в страдающую жертву проклятия - я ждала от него чего-то... чего-то более позитивного. Страдальцев в ОЭ и так сильный перебор на квадратный метр. А тут еще Алва в их компанию - о-ей-ей...
С точки зрения свежего глотка оптимизма, которого так не хватает произведению, мне понравился Марсель Валме. Но с учетом того, что это с виду милое создание, проиграло любовницу в карты (ну, вряд ли там было много что предавать, так что это ладно) и убило своего короля (а вот это повергло меня в шок), я ему не верю и жду от этого персонажа еще какой-нибудь гадости. В общем, и хотел бы простить ему грехи и полюбить, но не оставляет дурное предчувствие.
Больше моих симпатий не вызвал никто из персонажей. Даже странно: сюжет интересен, люди интересны, но никто не нравится - хоть тресни. Окделл это ужас, просто ужас от начала и до конца. Придд неплох, к тому же изначально моя симпатия принадлежит стихии воды, но Придда слишком мало, чтобы судить, кто он такой - он пока что может оказаться чем угодно от совершеннейшего идеалиста до подлеца-карьериста. Подождем. Эпине хочется добить уже, чтоб не мучался или хотя бы отпоить валерьянкой, чтоб не кидался на людей. Госпожа Арамона постоянно разочаровывает, всякий раз не вовремя превращаясь из злобной стервы в добрую тетушку и срывая предвкушаемую месть ее руками. Особенно было обидно в случае с королевой и Лараком - я так надеялась, что Луиза им сейчас устроит, а она взяла и передумала. Катарина... хм, так все-таки она циник или мечтатель? Никак не могу понять, как и в случае с Приддом, или даже еще сложнее. Придда я хотя бы подозреваю в том, что он добрый малый, а Катарина - чистейшее 50 на 50. Хотя, пожалуй, у нее есть шансы мне понравиться и в том, и в другом случае - вот только бы уже определиться. Матильда слишком зациклена на прошлом, что простительно ее возрасту, но не простительно ее энергии. Дорак... ну этого вообще надо убивать: мало того, что злоумышлял против короля, так еще и дозлоумышлялся до того, что сбежались Манрики с Колиньярами, а за ними Раканы - молодец, блин. Короля, кстати, жалко - редкий случай, когда некомпетентный персонаж подан так живо и трогательно, что вызывает у меня сочувствие.
Что касается всяческих Джильди и Фельсенбургов... не спорю, интересные персонажи, но что они делают в ОЭ? зачем так мощно тянут на себя одеяло? ИМХО, начиная тома с третьего введение новых сюжетных линий уже мешает нормальному восприятию предыдущих. Как совершенно верно сказано: «Не дело, когда основная линия теряется, новые герои делают что-то свое, а в конце парой сухих фраз сообщают, что сэр рыцарь снес-таки башку сэру дракону. При этом первые три тома сэр дракон усиленно злодействует, вследствие чего сэр рыцарь едет его убивать, попадая во всякие переделки. В четвертом томе сэр рыцарь выпивает с вольными стрелками, едет дальше и исчезает. Следующие четыре тома вольные стрелки разбираются с местным шерифом и почти привязывают его к могучему дубу, но тут к ним выскакивает олень. На него спускают собак, олень убегает, оказывается зачарованным принцем, который следующие три тома...» - (с) В. Камша.
PS. Пойду по магазинам - искать «Шар Судеб», а то вижу, что продолжение недавно вышло в свет... Правда, до нашего г.Кургана как всегда то ли еще не довезли, то ли уже все разобрали.
@темы:
литература,
фантастика
Адназначна!
Одинокий появляется в сцене с дуэлью Алвы и братьев Ариго, где он их ...того)). Он там в образе кота. Еще 2 случая - это кошка Левия и кошка Гудрун
Ничего, честно говоря, не понимаю
Я этот вариант тоже представляла себе, но в таком случае я не понимаю, почему все смотрели на бутылку, а не на свечу.
Потому что бутылка воспринимается как очевидная мишень, а свеча - как нечто такое, во что никто целиться не станет.
Ужас, я и забыла, как меня в предыдущих книгах бесила качественно растолченная и перемешанная смесь происходящего с чьей-нибудь сонной/больной бредятиной...
Ну как же, там кот прямо-таки явно не просто кот)).
Я понимаю, но не заметить, что она погасла сразу после выстрела? Невнимательные там, однако, товарищи в комнате).
Ужас, я и забыла, как меня в предыдущих книгах бесила качественно растолченная и перемешанная смесь происходящего с чьей-нибудь сонной/больной бредятиной...
Я бредятину просто пропускаю))
Я понимаю, но не заметить, что она погасла сразу после выстрела?
Видимо, за окном было светло.
Я бредятину просто пропускаю))
Хе-хе
Если бы за окном было светло, неясно, зачем бы зажгли свечу)))
Так надо сначала оперативно опознать, что это пошла она самая.
Нууу, Гудрун я как раз тоже сначала за реальную приняла. В этой чертовщине я не разбираюсь и не имею желания разбираться)). А с котом - там явно видно
Если бы за окном было светло, неясно, зачем бы зажгли свечу)))
Забыли потушить. Или было темно, но свеч стояло этак десятка два-три - тремя больше, тремя меньше... Нет, все-таки думаю, было светло - иначе, наверное, сразу заметили бы хотя бы изменение теней, если не освещенности.
В общем, фиг его знает, тов. Алва с его летающими зигзагом пулями и невидимыми свечками
а чкто ж у нас играет роль Леворукого?))
О! А вот тут ты будешь долго смеяться, но до меня все еще не дошло, почему Одинокий = Леворукий, не считая, конечно, того момента, когда он спас молодого Алву, а тот подумал, что это Леворукий. Но мало ли что он подумал. Ведь не занимается же Одинокий на постоянной основе исполнением роли эсператистского дьявола - так случайно совпало. Я не права? И безбожно упустила глубинный смысл ОЭ?
Artemiz, читай (если не, иначе перечитывай) "Пламя Этерны" - имХо многое понятно только оттуда.
А в кота-оборотня я не верю. (После кошки-Герики в ХА имХо был бы больно безвкусное повторение, почти самоплагиат) ИМХО обычный кот.
По большей части таки да, совпало просто, но в данном случае речь именно о том, что Алва явно намекает, думая об этом коте, на связь с тем случаем на Винной улице и своим спасением "Леворуким" (он же Одинокий).