1794 год... 9 термидора (оно же 27 июля) - падение якобинского террора. Об этом я здесь не рассказываю.
А речь вот о чем... Как лицо немного сочувствующее Робспьеру, я заинтересовалась этическим вопросом. А не перестаралась ли по части свинства «благодарная» Франция?

читать дальше

Вопрос: А как вы думаете, это было:
1. грубо и постыдно - якобинцы заслужили больше уважения 
13  (34.21%)
2. да все нормально - не в трауре же их провожать в самом деле 
17  (44.74%)
3. вообще-то эти сволочи еще легко отделались, а надо бы... 
8  (21.05%)
Всего:   38

@темы: история, птичку жалко

Комментарии
16.09.2008 в 00:02

Я, кстати, сама проголосовала за №2, т.к. мне-то жалко, но я от ВФР далеко и смотрю на нее, как на сказку, а вот тысяча с лишним жертв террора и голод объективно были, так что отношение к якобинцам тоже вполне объективно злобное.
16.09.2008 в 00:02

Дама, приятная во всех отношениях
Я бы предпочла вариант "что посеяли, то и пожали". Они сами воспитали такую толпу - жестокую, жадную до зрелищ, жаждущую крови. Пришло время и их крови. Если бы воспитывали эстетов, то и смерть получили бы более эстетическую.
16.09.2008 в 00:06

За второй вариант. Жутковатая ирония судьбы - сеяли террор, от террора и пали. Закономерно, в целом.
16.09.2008 в 00:09

тварь, воспитанная книгами
Колебался между первым и вторым вариантом, выбрал второй. Казни аристократов были не лучше. (Но Сен-Жюст - это Сен-Жюст...)
16.09.2008 в 00:22

Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
ну....что я могу сказать - если б Робеспьер был менее беспечен и более предусмотрителен то должен был бы успеть первым послать термидорианцев на гильотину.
а раз не успел...сам виноват стало быть.
16.09.2008 в 00:24

Artemiz Я им сочувствую, но голосовала за 2 вариант , т.к. особого зверства в этой казни не вижу, стоит лишь вспомнить некоторые казни в дореволюционной Франции- четвертование Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому. Затем туловище осуждённого бросали в огонь. Так были казнены цареубийцы Равальяк в 1610 году и Дамьен в 1757 году.(Live Internet) Так что - якобинцы ли воспитали жестокость? Дамьен ведь даже не убил, а только поранил ножом короля. И был он сумасшедшим, вроде бы...
16.09.2008 в 00:40

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
вариант "другое" :)
заслужили-то они, может быть, много чего. и отнюдь не уважения. а вот вести себя так "господам победителям" все равно неприлично. издевательство над поверженным противником - скотство, что бы этот противник ни сделал.
16.09.2008 в 00:46

Где много света, там гуще тень..
за "что посеешь, то и пожнешь" однозначно. Вариант 2.Не показательные же им похороны шикарные было заказывать,после их художеств.Проиграли-заплатили по счетам !
16.09.2008 в 08:41

Латентный курильщик с отторжением. И хомяк тоже ;)
"Как ты - так и тебе." Примерно - вариант 2.
16.09.2008 в 10:17

Третий вариант. :cat:
16.09.2008 в 11:02

Artemiz, Вы позволите несколько уточнений...

Анрио без глаза после удара штыком,
- Анрио был выброшен из окна ратуши Кофиналем, то есть, "своим"...

После этого Робеспьера поместили в одной из комнат в здании Конвента
- точнее - в приемной Комитета общественного спасения в павильоне Флоры - но этот павильон был флигелем Тюильрийского дворца, в котором как раз и располагался Конвент...

(Хотя немного странно, как он говорил с простреленной челюстью?)
- мне думается, пытался что-то сказать - а предание сохранило то, что расслышали, уловили в этих попытках окружающие... - Но здесь есть другое - обычно этот рассказ относят к тому моменту, когда его уже доставили в Консьержери: Робеспьер знаками просит дать ему перо и бумагу - и получает от тюремщика грубый отказ со словами: кому ты собираешься писать, уж не своему ли Верховному существу! - и версия, кажется, поддержанная Баррасом, что этот отказ был связан с прямым на то указанием "сверху"...

Потом Робеспьера зачем-то перевели в тюрьму Консьержери, а оттуда уже в 16 часов отправили на гильотину вместе с еще 21 соратником. Не утруждаясь для этого судебными формальностями.
- Консьержери непосредственно примыкает к Дворцу Правосудия, в котором заседал и Революционный трибунал, и судебные формальности все же были соблюдены - в том упрощенном виде, который был предусмотрен декретом 22 прериаля для лиц, объявленных "вне закона" - простое удостоверение личности... - И опять же, предание доносит такую подробность: председательствующий Фукье-Тенвиль задает вопрос - Это ты Максимилиан Робеспьер, 35 лет... и т.д. - тот показывает рукой на забинтованную голову, давая понять, что не может говорить, - но Фукье повторяет вопрос, и Робеспьеру приходится с болезненым усилием наклонить голову в знак согласия...

Странная картинка, вообще говоря))) Особенно странно выглядят стулья на телеге - что-то тут, кажется, нечисто.
- картинка середина XIX века, на ней даже дома изображены неправильно: дом Дюпле (на картинке видна вывеска) был в те времена о двух этажах, еще четыре были надстроены несколько позднее, во времена Первой империи... - Современные событию свидетельства тоже несколько расходятся: мне встречались рассказы о том, как раненных привязали ремнями к скамьям фуры, и о том, что разместили непосредственно на дне ее, причем (Жорж Дюваль), когда помощник палача потащил туда соломенный тюфяк, из присутствующей толпы раздались крики "никаких тюфяков, досок для них достаточно"... - правда, мне встречалась (в книге) картинка, тоже XIX века, которая соединяет эти два рассказа...

Да и с формой повязки на Робеспьере... а не должна ли она проходить через макушку, чтобы держать челюсть?
- насколько себе представляю, челюстная повязка как правило действительно идет вертикально вверх (через макушку? - может и так...), а кроме того, фиксируется на голове несколькими поперечными горизонтальными витками бинта ("его величеству надевают корону") - и мне вот как раз непонятно, как такая фиксирующая часть повязки, какой бы ample она ни была, могла бы оказаться на линии удара ножа, сделав саму казнь более мучительной, - ведь она по определению не должна покрывать шейные позвонки... - это к вопросу о том, как внук тогдашнего палача, опубликовавший в 60-е годы XIX века своего рода семейную хронику пяти поколений Парижских палачей, пытается оправдать таким способом действие своего деда...

Перед эшафотом Робеспьер опять же встал у тележки спиной к гильотине
- по тем версиям, которые встречались мне, его положили на землю у подножия эшафота, потому что во время пути он несколько раз терял сознание...

Очередь Робеспьера была 10-я.
- он был предпоследним: насколько себе представляю, своего рода неписанным правилом было то, что глава "заговора" должен увидеть смерть всех своих соратников, - но Робеспьера "пропустили вперед", очевидно, воспользовавшись моментом. что сознание к нему вернулось...

kate-kapella
Они сами воспитали такую толпу - жестокую, жадную до зрелищ, жаждущую крови.
tes3m права - эта жестокость была воспитана еще Старым порядком, когда публичные казни воспринимались толпой как своего рода зрелища, на какие не вредно и малолетнее дитя привести, посадив себе на плечи, чтобы лучше видело... И казни эти были в целом куда более мучительные: если четвертование все же было экстраординарным способом лишения приступника жизни, то колесование регулярно применялось для фальшивомонетчиков до самых последних лет Старого порядка...
Парадоксально, но кажется Террор Французской революции как раз и привел к тому что в общественном мнении начало закрепляться представление о самоценности жизни человеческой...

Прошу меня извинить за чрезмерно длинный пост...
16.09.2008 в 11:11

Дама, приятная во всех отношениях
EleonoreD
Казни были всегда, с начала человечества. Но только в эпоху террора они превратились из устрашения+развлечения в вакханалию (аналогий за всю историю всего несколько, да и те в основном менее масшабные). И дело не в мучительности казни, а в том, для чего они проводились. Какие бы ни были казни до этого, их смотрели и расходились, потому что толпа просто так развлекалась, как сейчас при просмотре ужастика. А якобинцы вырастили такую толпу, которой надо было еще и на костях поплясать. Вот на их костях и поплясали. Заслуженно.
16.09.2008 в 11:18

kate-kapella, Но только в эпоху террора они превратились из устрашения+развлечения в вакханалию (аналогий за всю историю всего несколько, да и те в основном менее масшабные).
- мне думается, для столь категорического заявления необходимо действительно хорошо знать подлинную историю казней...
16.09.2008 в 11:20

Дама, приятная во всех отношениях
EleonoreD
Хм... а вы такой специалист, что сразу причисляете всех к дилетантам?
16.09.2008 в 11:53

kate-kapella
ой... ИМХО, что грубую кровожадную толпу воспитали якобинцы, это слишком крутая оценка их воспитательных талантов - за 1,5 года народ не переделаешь. Так разве что раскроешь какое-нибудь качество посильнее...
Думаю, какой народ до них был, такой и остался в общих чертах.

Angerran
Угу... учитывая упаднические настроения гражданина Робеспьера и его нерешительность по вопросу вооруженного отпора, 9 термидора вообще смахивает на политическое самоубийство. (Но тогда лучше бы просто застрелился что ли, раз уж надоело заниматься террором... А то как-то глупо вышло)

tes3m
Согласна, зверства по меркам 18 века - ноль. А вот свинство... Нет, свинство, ИМХО, все же было. Ладно бы так отнеслись к какому нибудь Каррье... но Рбеспьер, сдается мне, был не такая уж скотина - больше жертва :cens: идеализма.

Хельги Ленивый Котяра
А расскажите поподробнее? :) :) :)
Я, вообще говоря, по своим политическим убеждениями искренне обожаю свободную демократию и спокойствие честных граждан за свою шкуру, но думаю, что из всех показанных историей революционеров-террористов якобинцы были далеко не самые отвратительные ребята.
16.09.2008 в 12:09

Дама, приятная во всех отношениях
Artemiz
Разумеется это все было на базе революционного подъема кровожадности и ненависти (заслуженной) к бывшему правящему классу. Но именно сама форма - заслуга якобинцев, они ее тщательно культивировали, превращая обычные казни в праздник ненависти. И это вот грязное отношение к поверженным было воспитано ими.
16.09.2008 в 12:38

EleonoreD,
о! большое спасибо)))
Насчет уточнений... честно признаюсь, я вчера запуталась в куче источников, где половина не совпадает. Чувствую, суровая для непосвященных тема ВФР...
Например, про 10-ю очередь Робеспьера взято отсюда, где утверждают, что это из Gérard Walter «Maximilien de Robespierre». Там же про то, что стоял, опираясь на тележку (если мы с промптом ничего не перепутали - т.к. мои познания во французском нулевые) То же самое было в какой-то англоязычной статейке - уже не помню, где она, и откуда информация там... Хотя в другом месте я видела и про 22-ю очередь.
Про Анрио, кстати, вы меня удивили - вот там я не видела расхождений: статьи 4 сошлись на том, что он пытался бежать, но был уже на улице пойман и получил удар штыком.
Но вообще, конечно, кто знает, что за историки это писали :) У меня просто не было под рукой ничего, кроме интернета.

kate-kapella
хм, если форма это их творение, то тогда полный «что посеешь, то и пожнешь»
И почему мои остаточные представления говорят мне, что «праздник ненависти», как отношение народа к свержению власти и смертям, взорвался еще при штурме Бастилии? :) Но утверждать, конечно, не возьмусь)))
16.09.2008 в 13:00

Дама, приятная во всех отношениях
Artemiz «праздник ненависти», как отношение народа к свержению власти и смертям, взорвался еще при штурме Бастилии?
Тут ты права. Но это были вспышки, еденичные явления, которые всегда бывали при всех сильных потрясениях - и в Английскую революцию, и в различных освободительных войнах, и даже во время Второй Мировой. А при Терроре это стало культивироваться, поощряться, превращаться в правило. Именно в чем суть проблемы, что обычно власти всячески старались смягчить буйства толпы, а якобинцы поощряли. Термидор ведь не только по политическим причинам произошел, а еще и по личным - слишком многие стали бояться стать следующим куском мяса, брошенным в толпу.
16.09.2008 в 13:23

kate-kapella
слишком многие стали бояться стать следующим куском мяса, брошенным в толпу.
Ну, может, все же под гильотину? :) А толпа... ну полчаса позора и свободен))) /извините за цинизм, это меня что-то несет не туда.../
16.09.2008 в 13:35

Дама, приятная во всех отношениях
Artemiz
В том-то и дело, что достаточно большая часть казней не была действительно необходимой для торжества дела революции. Как ни банально это звучит, но аристократические детки и напудренные дуры вряд ли могли представлять реальную опасность новому миру. Просто аппетиты толпы требовали новых и новых жертв. И шла уже обратная связь, ведь в начале ни Робеспьер, ни его соратники, не рвались устраивать кровавую баню. Террор раскручивался постепенно, сначала казнили тех, кто был опасен как предполагаемый контрреволюционер, потом слишком правых и слишком левых, но главное - все это шло с полным одобрением "народных масс". И термидорианцы боялись за свои жизни не из-за каких-то своих мнимых или реальных прегрешений, а из-за того, что этот маятник раскачался до такой степени, что теперь мог скосить уже кого угодно, и не важны были ни прежние заслуги, ни вчерашнее влияние. И якобинцы ощутили это на себе, их также оплевала та толпа, которая еще день назад перед ними преклонялась. А почему, чем они стали плохи? Да ничем. Просто толпе уже все равно было, на кого плевать.
Именно психологическая сторона революции делает все это безумие логичным:)
16.09.2008 в 13:48

kate-kapella,
Как ни банально это звучит, но аристократические детки и напудренные дуры вряд ли могли представлять реальную опасность новому миру.
ясное дело, так))) Предыдущий пост был не возражение, а так, тупой флуд на тему того, что не так страшна злобная толпа, как гильотина, вокруг которой эта толпа.
И якобинцы ощутили это на себе, их также оплевала та толпа, которая еще день назад перед ними преклонялась. А почему, чем они стали плохи? Да ничем.
А как же разгул террора, недостаток хлеба, законы о максимуме и т.д.? Думаю, толпа преклонялась перед ними полгода назад, но не день назад)))
16.09.2008 в 13:57

kate-kapella
Хм... а вы такой специалист, что сразу причисляете всех к дилетантам?

Прошу меня извинить, если слова мои Вас задели! - но я не случайно выделила слово "категоричность".
Не владея в полной мере материалом по общей истории казней, не могу Вам со всей ответственностью ответить про другие времена, - но мне в самом деле очень хотелось бы понять, на каких именно данных базируется Ваше суждение о том, что "именно сама форма - заслуга якобинцев, они ее тщательно культивировали, превращая обычные казни в праздник ненависти.", что "при Терроре это стало культивироваться, поощряться, превращаться в правило, что "якобинцы поощряли" - "буйства толпы"... Не могли бы Вы привести конкретные примеры такого поощрения.

И дело не в мучительности казни, а в том, для чего они проводились.

- и в этом тоже: вспомните хотя бы, с чего у Дюма в "Графе Монте-Кристо" начинается Карнавал в Риме! - и как возмущается собравшаяся толпа тем, что в результате полученного графом помилования для одного из двух приговоренных, ее, толпу, лишили захватывающего зрелища mazolatto (размозжение головы дубинкой), оставив лишь зрелище довольноскучной decapitato (отсечение головы - как раз-таки гильотиной) - очень давно не перечитывала, потому здесь возможны ошибки в словах и в деталях - но, надеюсь, не в общем смысле картины...

Artemiz Угу... учитывая упаднические настроения гражданина Робеспьера и его нерешительность по вопросу вооруженного отпора, 9 термидора вообще смахивает на политическое самоубийство.

- только начинается оно не ночью в Ратуше, а гораздо ранее, не менее чем за месяц до переворота, когда он, попытавшись уйти в отставку и не преуспев в этом (Баррас), просто перестает приходить в Комитет и в Конвент...

про 10-ю очередь Робеспьера взято отсюда, где утверждают, что это из Gérard Walter «Maximilien de Robespierre».

Боюсь, что ссылку на Жерара Вальтера автор из Вики дал здесь напрасно - для этого Вальтер слишком хорошо знает материал, - но, к сожалению, не имею возможности свериться точно по его книгам...

Про Анрио, кстати, вы меня удивили - вот там я не видела расхождений: статьи 4 сошлись на том, что он пытался бежать, но был уже на улице пойман и получил удар штыком.

Про Анрио можете посмотреть в недавно появившемся ЖЖ Ванессы Монтакуто из Аргентины (ведется на английском) - она много лет занимается этим персонажем:
"When they were cercled by Convention troops and Coffinhal found Hanriot in a corridor, he exploded in anger toward him, accusing him of being at this dramatic situation. Hanriot , furious , answered back, and, after a fight Coffinhal threw him to a Common sewer from a window. Hanriot was severely injured after this attack, but not dead. When giards come to bring him to Hôtel-Dieu, they stroke him in the face with a bayonette, and one of his eyes come out and remained there, hanging until he was brought to the guillotine."
- солдатский штык тут тоже есть, - и то ли в моих источниках он не упоминался, то ли все заслонялось дефенестрацией...
16.09.2008 в 14:11

Дама, приятная во всех отношениях
EleonoreD
Отвечу по Монте-Кристо. Это как раз отличный пример того, о чем я говорила - толпа собралась смотреть свой эксклюзивный ужастик. А ее обломили. Лишили развлечения.
Это редкое, популярное, хлопотное и дорогое (не так-то просто найти место, а уж на площадь надо приходить сильно заранее) развлечение. И толпа возмущена, что ее лишили этого развлечения. Тут нет ненависти, это просто низкий, еще с остатками средневековости, уровень культуры. Если бы власти обставили помилование как-нибудь по-другому, красиво и с помпой, чтобы это развлечение было не хуже того, что толпа ожидала, так помилование бы встретили овациями. И такое не раз бывало, особенно в те времена, когда казней было много - после каких-нибудь восстаний или войн, когда смертями пресыщались и исскали новых развлечений.
А во времена Террора упивались именно кровью и ненавистью, казни встречали не как развлечение, а как праздник.

Не могли бы Вы привести конкретные примеры такого поощрения.
Могу. Но не буду. Не хочу снова возвращаться к затопленным баржам, к топтанию трупов каблуками, вообще ко всему этому кровавому месиву. Это не такая уж редкая информация, ее можно найти и без ее помощи. А меня, когда я изучала Террор, тошнило. И больше я такого не хочу.
16.09.2008 в 14:38

kate-kapella
Там действительно достаточно много ужаса и крови (но еще более - пропагандистской шумихи, намеренных преувеличений, страшилок, рассказываемых теми, кто там не был и пр.) - и, можете мне поверить, подробности, детали расправ в Нанте или Лионе, или - несколькими месяцами ранее - в Машкуле - шуанов над "синими", или Сентября, или бойни, устроенной генералом Буйе в Нанси еще полутора годами ранее - мне достаточно хорошо известны! - и мой вопрос был именно про поощрение властями, поощрение якобинцами - всего этого.
Ключевое слово - поощрение!

Кстати, публичные казни при Старом порядке были зрелищем не таким уж редкостным, скорее даже - вполне регулярным, достаточно привычным... - разумеется, не в том масштабе, как во времена Террора, - но тем не менее...
17.09.2008 в 11:07

Artemiz, я в принципе негативно отношусь к революционерам из принципа. Вот, допустим, деятели английской революции у меня такого негатива не вызывают, хотя я и монархист. Голландцы, опять же, в своё праве были. А товарищи якобинцы это такие отмороженные ребята, с таким количеством тараканов в голове, которые они ещё в другие головы запихивать принялись...
Обычно считаю вполне достаточным просто смерти политических противников без излишней жестокости. Разногласия в политике ещё не повод для лишних эмоций. Но эти конкретные товарищи, требовавшие "сотни тысяч голов" для дела Р-р-революции, вызывают у меня только одно чувство - "мало, мало им досталось за всё сотворённое".
17.09.2008 в 16:40

Хельги Ленивый Котяра
Ясно :)
Я, кстати, тоже не люблю революции. Но если ту же нашу коммунистическую я не люблю вообще, начиная от теоретического идеала и заканчивая тем, что получилось на деле, то к ФВР у меня отношение двоякое. С одной стороны, без традиционных революционных гадостей, конечно, не обошлось. А с другой «свобода, равенство и братство» это было круто. ИМХО)))
17.09.2008 в 16:41

Дама, приятная во всех отношениях
21.09.2008 в 19:51

Artemiz свинство, ИМХО, все же было. Ладно бы так отнеслись к какому нибудь Каррье... но Рбеспьер, сдается мне, был не такая уж скотина Это-то точно. ))
EleonoreD Да, в романе Вальтера Скотта "Эдинбургская темница" (про 18 век ) есть сцена- отменили смертную казнь и какая-то горожанка ноет: "Ну вот, дочка из школы отпросилась, бедная невинная крошка, а казни-то и не будет!"
22.09.2008 в 03:59

Trouble is my middle name
Спасибо за интересную дискуссию.
А мне почему-то вспомнилось вот это М. Волошина:
Катрин Тэо во власти прорицаний,

У двери гость—закутан до бровей.

Звучат слова: «Верховный жрец закланий,

Весь в голубом, придет, как Моисей,



Чтоб возвестить толпе, смирив стихию,

Что есть Господь! Он —• избранный судьбой,

И в бездну пав, замкнет ее собой...

Приветствуйте кровавого Мессию!



Се Агнец бурь! Спасая и губя,

Он кровь народа примет на себя.

Един господь царей и царства весит!



Мир жаждет жертв, великим гневом пьян.

Тяжел король... И что уравновесит

Его главу?—Твоя, Максимильян!»
22.09.2008 в 09:42

А я вот почитала юношеские стихи Робеспьера...
От одного я поперхнулась и уронила челюсть:

Кто праведен — идет в последний путь страданья,
Однако не страшась, что смертный час грядет.
Пусть так — но как стерпеть, что торжествует злоба,
Что нестерпимее, чем быть у края гроба
Столь ненавидимым — и сгинуть за народ.
(перевод Е. Витковского)

Нет, я, конечно, понимаю, что под конец 18 века всяческие сентиментальности на тему жертвенности и смерти вообще были в моде. Так что такие стишки писались пачками. Но вот уж попал, так попал... :D