понедельник, 15 сентября 2008
1794 год... 9 термидора (оно же 27 июля) - падение якобинского террора. Об этом я здесь не рассказываю.
А речь вот о чем... Как лицо немного сочувствующее Робспьеру, я заинтересовалась этическим вопросом. А не перестаралась ли по части свинства «благодарная» Франция?
читать дальшеОписание ареста и казни я собрала из разных источников, причем кое-что при помощи промпта в переводе с французскокго, так что ляпы очень возможны - местами меня саму настораживает смысл написанного. Но все-таки привожу все, чего начиталась.
Во-первых арестовали (второй раз в Ратуше) якобинцев как-то неаккуратно. Робеспьер-старший оказался с простреленной челюстью, Анрио без глаза после удара штыком, Кутона спустили с лестницы, чуть не проломив голову, Робеспьер-младший сломал ноги, выпрыгнув из окна, Леба застрелился...

Что это было истории не ясно: то ли Робеспьер пытался застрелиться, а Мерда ему помешать, то ли Мерда сам стрелял в Робеспьера...
После этого Робеспьера поместили в одной из комнат в здании Конвента на голом столе с ящиком под голову, вместо подушки, и без медицинской помощи. Для всех желающих устроили бесплатный зоопарк: «Тиран поверженный». Народ ходил, показывал пальцами, отпускал остроты... Робеспьер по большей части лежал без сознания в полубреду, но иногда приходил в себя. Единственное, что он сказал, было «спасибо, месье» - человеку, который помог ему подтянуть чулок. Причем почему-то не «гражданин», а именно «месье». (Хотя немного странно, как он говорил с простреленной челюстью?)
На утро к Робеспьеру все же привели хирурга - чтобы можно было казнить бывшего диктатора в приличном виде. Хирург наложил повязку, что было прокомментировано: «Смотрите, его величеству надевают корону!»
Потом Робеспьера зачем-то перевели в тюрьму Консьержери, а оттуда уже в 16 часов отправили на гильотину вместе с еще 21 соратником. Не утруждаясь для этого судебными формальностями.

Зрители в цирке
Телеги с заключенными двигались к площади Согласия очень медленно (прибыли уже в 7-м часу) - мешали толпы народа, жаждущие выразить ненависть якобинцам. Кто-то в толпе бесился, выкрикивая оскорбления, кто-то изображал праздник... Среди этого буйства Робеспьер уже четко избрал тип поведения «меня тут нет, это не я!» - ехал по большей части с закрытыми глазами и отрешенной физиономией. Кое-кто из якобинцев пробовал огрызаться: жалеем, мол, только, что всех вас, каналий, не успели гильотинировать! Самым-самым героем смотрелся гражданин Сен-Жюст, который один из арестантов не выказывал ни гнева, ни сожаления, ни страха - в общем демонстрировал свою фирменную железную выдержку.
У дома, где жил Робеспьер, толпа была особенно огромна - пришлось остановиться. Какой-то добрый мальчуган притащил от мясника ведро крови, чтобы замарать двери дома. Робеспьер, открывший было при остановке глаза, от такого зрелища тут же закрыл их обратно, и было отмечено, что у него дрожат веки... Ну, не Сен-Жюст, что поделаешь.

Странная картинка, вообще говоря))) Особенно странно выглядят стулья на телеге - что-то тут, кажется, нечисто. Да и с формой повязки на Робеспьере... а не должна ли она проходить через макушку, чтобы держать челюсть?
Кстати, знатоки ВФР, буду очень благодарна за рассказ, кто где изображен на этой картинке
Перед эшафотом Робеспьер опять же встал у тележки спиной к гильотине. Смотреть он стал, только, как поднимался все так же неустрашимый Сен-Жюст, мимоходом сказавший ему «До свидания». Очередь Робеспьера была 10-я. Поднялся по ступенькам он тихо и мирно сам. Но на эшафоте его быстренько избавили от молчаливости и отрешенности - помошник палача грубо сорвал с головы Робеспьера повязку. Челюсть опустилась, потекла кровь, «Неподкупный» закричал от боли... В общем, невозмутимый конец, к которому вроде бы шло дело, был явно сорван. Есть версия, что Робеспьер - единственный, кого положили под нож гильотины лицом вверх. (Хотя опять же странно - а зачем? вроде бы челюсть тут не при чем точно...)
Народ бурно порадовался, увидев отрубленную голову Робеспьера.
Вопрос: А как вы думаете, это было:
1. грубо и постыдно - якобинцы заслужили больше уважения |
|
13 |
(34.21%) |
2. да все нормально - не в трауре же их провожать в самом деле |
|
17 |
(44.74%) |
3. вообще-то эти сволочи еще легко отделались, а надо бы... |
|
8 |
(21.05%) |
|
|
|
Всего: |
38 |
@темы:
история,
птичку жалко
а раз не успел...сам виноват стало быть.
заслужили-то они, может быть, много чего. и отнюдь не уважения. а вот вести себя так "господам победителям" все равно неприлично. издевательство над поверженным противником - скотство, что бы этот противник ни сделал.
Анрио без глаза после удара штыком,
- Анрио был выброшен из окна ратуши Кофиналем, то есть, "своим"...
После этого Робеспьера поместили в одной из комнат в здании Конвента
- точнее - в приемной Комитета общественного спасения в павильоне Флоры - но этот павильон был флигелем Тюильрийского дворца, в котором как раз и располагался Конвент...
(Хотя немного странно, как он говорил с простреленной челюстью?)
- мне думается, пытался что-то сказать - а предание сохранило то, что расслышали, уловили в этих попытках окружающие... - Но здесь есть другое - обычно этот рассказ относят к тому моменту, когда его уже доставили в Консьержери: Робеспьер знаками просит дать ему перо и бумагу - и получает от тюремщика грубый отказ со словами: кому ты собираешься писать, уж не своему ли Верховному существу! - и версия, кажется, поддержанная Баррасом, что этот отказ был связан с прямым на то указанием "сверху"...
Потом Робеспьера зачем-то перевели в тюрьму Консьержери, а оттуда уже в 16 часов отправили на гильотину вместе с еще 21 соратником. Не утруждаясь для этого судебными формальностями.
- Консьержери непосредственно примыкает к Дворцу Правосудия, в котором заседал и Революционный трибунал, и судебные формальности все же были соблюдены - в том упрощенном виде, который был предусмотрен декретом 22 прериаля для лиц, объявленных "вне закона" - простое удостоверение личности... - И опять же, предание доносит такую подробность: председательствующий Фукье-Тенвиль задает вопрос - Это ты Максимилиан Робеспьер, 35 лет... и т.д. - тот показывает рукой на забинтованную голову, давая понять, что не может говорить, - но Фукье повторяет вопрос, и Робеспьеру приходится с болезненым усилием наклонить голову в знак согласия...
Странная картинка, вообще говоря))) Особенно странно выглядят стулья на телеге - что-то тут, кажется, нечисто.
- картинка середина XIX века, на ней даже дома изображены неправильно: дом Дюпле (на картинке видна вывеска) был в те времена о двух этажах, еще четыре были надстроены несколько позднее, во времена Первой империи... - Современные событию свидетельства тоже несколько расходятся: мне встречались рассказы о том, как раненных привязали ремнями к скамьям фуры, и о том, что разместили непосредственно на дне ее, причем (Жорж Дюваль), когда помощник палача потащил туда соломенный тюфяк, из присутствующей толпы раздались крики "никаких тюфяков, досок для них достаточно"... - правда, мне встречалась (в книге) картинка, тоже XIX века, которая соединяет эти два рассказа...
Да и с формой повязки на Робеспьере... а не должна ли она проходить через макушку, чтобы держать челюсть?
- насколько себе представляю, челюстная повязка как правило действительно идет вертикально вверх (через макушку? - может и так...), а кроме того, фиксируется на голове несколькими поперечными горизонтальными витками бинта ("его величеству надевают корону") - и мне вот как раз непонятно, как такая фиксирующая часть повязки, какой бы ample она ни была, могла бы оказаться на линии удара ножа, сделав саму казнь более мучительной, - ведь она по определению не должна покрывать шейные позвонки... - это к вопросу о том, как внук тогдашнего палача, опубликовавший в 60-е годы XIX века своего рода семейную хронику пяти поколений Парижских палачей, пытается оправдать таким способом действие своего деда...
Перед эшафотом Робеспьер опять же встал у тележки спиной к гильотине
- по тем версиям, которые встречались мне, его положили на землю у подножия эшафота, потому что во время пути он несколько раз терял сознание...
Очередь Робеспьера была 10-я.
- он был предпоследним: насколько себе представляю, своего рода неписанным правилом было то, что глава "заговора" должен увидеть смерть всех своих соратников, - но Робеспьера "пропустили вперед", очевидно, воспользовавшись моментом. что сознание к нему вернулось...
kate-kapella
Они сами воспитали такую толпу - жестокую, жадную до зрелищ, жаждущую крови.
tes3m права - эта жестокость была воспитана еще Старым порядком, когда публичные казни воспринимались толпой как своего рода зрелища, на какие не вредно и малолетнее дитя привести, посадив себе на плечи, чтобы лучше видело... И казни эти были в целом куда более мучительные: если четвертование все же было экстраординарным способом лишения приступника жизни, то колесование регулярно применялось для фальшивомонетчиков до самых последних лет Старого порядка...
Парадоксально, но кажется Террор Французской революции как раз и привел к тому что в общественном мнении начало закрепляться представление о самоценности жизни человеческой...
Прошу меня извинить за чрезмерно длинный пост...
Казни были всегда, с начала человечества. Но только в эпоху террора они превратились из устрашения+развлечения в вакханалию (аналогий за всю историю всего несколько, да и те в основном менее масшабные). И дело не в мучительности казни, а в том, для чего они проводились. Какие бы ни были казни до этого, их смотрели и расходились, потому что толпа просто так развлекалась, как сейчас при просмотре ужастика. А якобинцы вырастили такую толпу, которой надо было еще и на костях поплясать. Вот на их костях и поплясали. Заслуженно.
- мне думается, для столь категорического заявления необходимо действительно хорошо знать подлинную историю казней...
Хм... а вы такой специалист, что сразу причисляете всех к дилетантам?
ой... ИМХО, что грубую кровожадную толпу воспитали якобинцы, это слишком крутая оценка их воспитательных талантов - за 1,5 года народ не переделаешь. Так разве что раскроешь какое-нибудь качество посильнее...
Думаю, какой народ до них был, такой и остался в общих чертах.
Angerran
Угу... учитывая упаднические настроения гражданина Робеспьера и его нерешительность по вопросу вооруженного отпора, 9 термидора вообще смахивает на политическое самоубийство. (Но тогда лучше бы просто застрелился что ли, раз уж надоело заниматься террором... А то как-то глупо вышло)
tes3m
Согласна, зверства по меркам 18 века - ноль. А вот свинство... Нет, свинство, ИМХО, все же было. Ладно бы так отнеслись к какому нибудь Каррье... но Рбеспьер, сдается мне, был не такая уж скотина - больше жертва
Хельги Ленивый Котяра
А расскажите поподробнее?
Я, вообще говоря, по своим политическим убеждениями искренне обожаю свободную демократию и спокойствие честных граждан за свою шкуру, но думаю, что из всех показанных историей революционеров-террористов якобинцы были далеко не самые отвратительные ребята.
Разумеется это все было на базе революционного подъема кровожадности и ненависти (заслуженной) к бывшему правящему классу. Но именно сама форма - заслуга якобинцев, они ее тщательно культивировали, превращая обычные казни в праздник ненависти. И это вот грязное отношение к поверженным было воспитано ими.
о! большое спасибо)))
Насчет уточнений... честно признаюсь, я вчера запуталась в куче источников, где половина не совпадает. Чувствую, суровая для непосвященных тема ВФР...
Например, про 10-ю очередь Робеспьера взято отсюда, где утверждают, что это из Gérard Walter «Maximilien de Robespierre». Там же про то, что стоял, опираясь на тележку (если мы с промптом ничего не перепутали - т.к. мои познания во французском нулевые) То же самое было в какой-то англоязычной статейке - уже не помню, где она, и откуда информация там... Хотя в другом месте я видела и про 22-ю очередь.
Про Анрио, кстати, вы меня удивили - вот там я не видела расхождений: статьи 4 сошлись на том, что он пытался бежать, но был уже на улице пойман и получил удар штыком.
Но вообще, конечно, кто знает, что за историки это писали
kate-kapella
хм, если форма это их творение, то тогда полный «что посеешь, то и пожнешь»
И почему мои остаточные представления говорят мне, что «праздник ненависти», как отношение народа к свержению власти и смертям, взорвался еще при штурме Бастилии?
Тут ты права. Но это были вспышки, еденичные явления, которые всегда бывали при всех сильных потрясениях - и в Английскую революцию, и в различных освободительных войнах, и даже во время Второй Мировой. А при Терроре это стало культивироваться, поощряться, превращаться в правило. Именно в чем суть проблемы, что обычно власти всячески старались смягчить буйства толпы, а якобинцы поощряли. Термидор ведь не только по политическим причинам произошел, а еще и по личным - слишком многие стали бояться стать следующим куском мяса, брошенным в толпу.
слишком многие стали бояться стать следующим куском мяса, брошенным в толпу.
Ну, может, все же под гильотину?
В том-то и дело, что достаточно большая часть казней не была действительно необходимой для торжества дела революции. Как ни банально это звучит, но аристократические детки и напудренные дуры вряд ли могли представлять реальную опасность новому миру. Просто аппетиты толпы требовали новых и новых жертв. И шла уже обратная связь, ведь в начале ни Робеспьер, ни его соратники, не рвались устраивать кровавую баню. Террор раскручивался постепенно, сначала казнили тех, кто был опасен как предполагаемый контрреволюционер, потом слишком правых и слишком левых, но главное - все это шло с полным одобрением "народных масс". И термидорианцы боялись за свои жизни не из-за каких-то своих мнимых или реальных прегрешений, а из-за того, что этот маятник раскачался до такой степени, что теперь мог скосить уже кого угодно, и не важны были ни прежние заслуги, ни вчерашнее влияние. И якобинцы ощутили это на себе, их также оплевала та толпа, которая еще день назад перед ними преклонялась. А почему, чем они стали плохи? Да ничем. Просто толпе уже все равно было, на кого плевать.
Именно психологическая сторона революции делает все это безумие логичным
Как ни банально это звучит, но аристократические детки и напудренные дуры вряд ли могли представлять реальную опасность новому миру.
ясное дело, так))) Предыдущий пост был не возражение, а так, тупой флуд на тему того, что не так страшна злобная толпа, как гильотина, вокруг которой эта толпа.
И якобинцы ощутили это на себе, их также оплевала та толпа, которая еще день назад перед ними преклонялась. А почему, чем они стали плохи? Да ничем.
А как же разгул террора, недостаток хлеба, законы о максимуме и т.д.? Думаю, толпа преклонялась перед ними полгода назад, но не день назад)))
Хм... а вы такой специалист, что сразу причисляете всех к дилетантам?
Прошу меня извинить, если слова мои Вас задели! - но я не случайно выделила слово "категоричность".
Не владея в полной мере материалом по общей истории казней, не могу Вам со всей ответственностью ответить про другие времена, - но мне в самом деле очень хотелось бы понять, на каких именно данных базируется Ваше суждение о том, что "именно сама форма - заслуга якобинцев, они ее тщательно культивировали, превращая обычные казни в праздник ненависти.", что "при Терроре это стало культивироваться, поощряться, превращаться в правило, что "якобинцы поощряли" - "буйства толпы"... Не могли бы Вы привести конкретные примеры такого поощрения.
И дело не в мучительности казни, а в том, для чего они проводились.
- и в этом тоже: вспомните хотя бы, с чего у Дюма в "Графе Монте-Кристо" начинается Карнавал в Риме! - и как возмущается собравшаяся толпа тем, что в результате полученного графом помилования для одного из двух приговоренных, ее, толпу, лишили захватывающего зрелища mazolatto (размозжение головы дубинкой), оставив лишь зрелище довольноскучной decapitato (отсечение головы - как раз-таки гильотиной) - очень давно не перечитывала, потому здесь возможны ошибки в словах и в деталях - но, надеюсь, не в общем смысле картины...
Artemiz Угу... учитывая упаднические настроения гражданина Робеспьера и его нерешительность по вопросу вооруженного отпора, 9 термидора вообще смахивает на политическое самоубийство.
- только начинается оно не ночью в Ратуше, а гораздо ранее, не менее чем за месяц до переворота, когда он, попытавшись уйти в отставку и не преуспев в этом (Баррас), просто перестает приходить в Комитет и в Конвент...
про 10-ю очередь Робеспьера взято отсюда, где утверждают, что это из Gérard Walter «Maximilien de Robespierre».
Боюсь, что ссылку на Жерара Вальтера автор из Вики дал здесь напрасно - для этого Вальтер слишком хорошо знает материал, - но, к сожалению, не имею возможности свериться точно по его книгам...
Про Анрио, кстати, вы меня удивили - вот там я не видела расхождений: статьи 4 сошлись на том, что он пытался бежать, но был уже на улице пойман и получил удар штыком.
Про Анрио можете посмотреть в недавно появившемся ЖЖ Ванессы Монтакуто из Аргентины (ведется на английском) - она много лет занимается этим персонажем:
"When they were cercled by Convention troops and Coffinhal found Hanriot in a corridor, he exploded in anger toward him, accusing him of being at this dramatic situation. Hanriot , furious , answered back, and, after a fight Coffinhal threw him to a Common sewer from a window. Hanriot was severely injured after this attack, but not dead. When giards come to bring him to Hôtel-Dieu, they stroke him in the face with a bayonette, and one of his eyes come out and remained there, hanging until he was brought to the guillotine."
- солдатский штык тут тоже есть, - и то ли в моих источниках он не упоминался, то ли все заслонялось дефенестрацией...
Отвечу по Монте-Кристо. Это как раз отличный пример того, о чем я говорила - толпа собралась смотреть свой эксклюзивный ужастик. А ее обломили. Лишили развлечения.
Это редкое, популярное, хлопотное и дорогое (не так-то просто найти место, а уж на площадь надо приходить сильно заранее) развлечение. И толпа возмущена, что ее лишили этого развлечения. Тут нет ненависти, это просто низкий, еще с остатками средневековости, уровень культуры. Если бы власти обставили помилование как-нибудь по-другому, красиво и с помпой, чтобы это развлечение было не хуже того, что толпа ожидала, так помилование бы встретили овациями. И такое не раз бывало, особенно в те времена, когда казней было много - после каких-нибудь восстаний или войн, когда смертями пресыщались и исскали новых развлечений.
А во времена Террора упивались именно кровью и ненавистью, казни встречали не как развлечение, а как праздник.
Не могли бы Вы привести конкретные примеры такого поощрения.
Могу. Но не буду. Не хочу снова возвращаться к затопленным баржам, к топтанию трупов каблуками, вообще ко всему этому кровавому месиву. Это не такая уж редкая информация, ее можно найти и без ее помощи. А меня, когда я изучала Террор, тошнило. И больше я такого не хочу.
Там действительно достаточно много ужаса и крови (но еще более - пропагандистской шумихи, намеренных преувеличений, страшилок, рассказываемых теми, кто там не был и пр.) - и, можете мне поверить, подробности, детали расправ в Нанте или Лионе, или - несколькими месяцами ранее - в Машкуле - шуанов над "синими", или Сентября, или бойни, устроенной генералом Буйе в Нанси еще полутора годами ранее - мне достаточно хорошо известны! - и мой вопрос был именно про поощрение властями, поощрение якобинцами - всего этого.
Ключевое слово - поощрение!
Кстати, публичные казни при Старом порядке были зрелищем не таким уж редкостным, скорее даже - вполне регулярным, достаточно привычным... - разумеется, не в том масштабе, как во времена Террора, - но тем не менее...
Обычно считаю вполне достаточным просто смерти политических противников без излишней жестокости. Разногласия в политике ещё не повод для лишних эмоций. Но эти конкретные товарищи, требовавшие "сотни тысяч голов" для дела Р-р-революции, вызывают у меня только одно чувство - "мало, мало им досталось за всё сотворённое".
Ясно
Я, кстати, тоже не люблю революции. Но если ту же нашу коммунистическую я не люблю вообще, начиная от теоретического идеала и заканчивая тем, что получилось на деле, то к ФВР у меня отношение двоякое. С одной стороны, без традиционных революционных гадостей, конечно, не обошлось. А с другой «свобода, равенство и братство» это было круто. ИМХО)))
ППКС
EleonoreD Да, в романе Вальтера Скотта "Эдинбургская темница" (про 18 век ) есть сцена- отменили смертную казнь и какая-то горожанка ноет: "Ну вот, дочка из школы отпросилась, бедная невинная крошка, а казни-то и не будет!"
А мне почему-то вспомнилось вот это М. Волошина:
Катрин Тэо во власти прорицаний,
У двери гость—закутан до бровей.
Звучат слова: «Верховный жрец закланий,
Весь в голубом, придет, как Моисей,
Чтоб возвестить толпе, смирив стихию,
Что есть Господь! Он —• избранный судьбой,
И в бездну пав, замкнет ее собой...
Приветствуйте кровавого Мессию!
Се Агнец бурь! Спасая и губя,
Он кровь народа примет на себя.
Един господь царей и царства весит!
Мир жаждет жертв, великим гневом пьян.
Тяжел король... И что уравновесит
Его главу?—Твоя, Максимильян!»
От одного я поперхнулась и уронила челюсть:
Кто праведен — идет в последний путь страданья,
Однако не страшась, что смертный час грядет.
Пусть так — но как стерпеть, что торжествует злоба,
Что нестерпимее, чем быть у края гроба
Столь ненавидимым — и сгинуть за народ.
(перевод Е. Витковского)
Нет, я, конечно, понимаю, что под конец 18 века всяческие сентиментальности на тему жертвенности и смерти вообще были в моде. Так что такие стишки писались пачками. Но вот уж попал, так попал...