Жизнь в Венгрии в XVII веке была сложная. С одной стороны постоянно набегают турки с их тягой искать приключений на западе и вообще наконец-то основать в Ватикане султанские конюшни... С другой австрийцы грозятся натянуть на Венгрию «богемские штаны» (названо в честь разгула контрреформации и репрессий в Чехии после битвы под Белой Горой в 1620 году) и ничего не делают для освобождения южной части страны от турок, запрещая при том венграм собирать свою армию.
Кто хуже: «аллахи» или «вер-дасы» (от оклика часового «wer da?» - «кто там?») - венгры долго не могли между собой договориться. К тому же венгерская аристократия здорово побаивалась собственного народа, который бежал в партизаны, называясь куруццами (т.е. крестоносцами) и чинил самосуд над особо ненавистными сборщиками налогов и спекулянтами. Поэтому противники Австрии, как, например, Имре Текели, старались опираться больше на помощь из-за границы, чем на куруццев. Первым помошником здесь была Франция. Но, когда после Нимвегенского мира (1678) Людовик XIV вынужденно охладел к нуждам венгерских бунтовщиков, то Текели пришлось обращаться к Турции. Не по-христиански, но что поделаешь.

Долгое время австрийский посол Капрара и посланцы Текели наперебой осыпали алчного великого визиря Кара-Мустафу взятками, чтобы определить турецкую военную активность. В конце концов Текели и на лапу дал больше, и намекнул великому визирю на богатую военную добычу. Так что Кара-Мустафа начал тянуть миролюбивого султана Мехмеда IV к войне, показывая тому письма венгров с жалобами на беззакония австрийцев (были там прискорбные суды Караффы, где ударными темпами вешали куруццев, а больше тех, кто был заподозрен в содействии). Султан решил на такое дело разгневаться и помочь угнетенным.
Формальным поводом для войны послужило требование турок отдать крепость Яварин, за которым последовал закономерный отказ Австрии.


Имре Текели и великий визирь Кара-Мустафа

В мае-июне 1683 года в Белграде и Осиеке стягивается огромная армия: турки, венгры Текели, крымские татары, отряды из Албании, Валахии и Молдавии. Собственно турецкое войско насчитывало 40 тыс. пехоты и 40 тыс. конницы, а многонациональная армия в целом получилась под 170 тыс. человек при 144 пушках, количество которых увеличилось со взятием приграничных крепостей до 300. Имре Текели признал себя подданным султана, за что ему в перспективе светила корона Венгрии. Султан вручил Кара-Мустафе зеленое знамя Пророка – начало священной войны!

читать дальше

@темы: история, prinz Eugen, статьи - мое

Комментарии
01.09.2008 в 12:44

Кстати, в тему:
Рассказ об осаде Вены. Немножко художественного кино, немножко картинок и слов. На немецком языке, но мне с моими познаниями в немецком, близкими к нулю, все равно было по большинству понятно и интересно.
www.youtube.com/watch?v=bY1T9e6vVr0
www.youtube.com/watch?v=cRCvJGsLI9E
www.youtube.com/watch?v=jqYMvbkbDDU
www.youtube.com/watch?v=Nl2DyYPxY2I
www.youtube.com/watch?v=dEaDvIPdi_E

А вот это очень красивый клип из отрывков этого фильма под саундтрек «Реквием по мечте»


(он же - www.youtube.com/watch?v=uGenG1aUVgc )
01.09.2008 в 19:05

"Не суди о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". Поль Валери
К тому же к Австрии у Польши тоже был пунктик: «верните Силезию, уроды!» А Ян Собесский был лично в обиде на Леопольда I, отказавшего королевичу Якубу в руке своей дочери.

Франция радостно приветствовала польское замирение с турками и обещала денежную помощь для захвата Силезии.

Очень четко все выраженно! Есть. кстати. письма Собескего, где он пишеь о своем душевном состоянии и недоверии к Франции.
01.09.2008 в 19:19

Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
Спасибо большое, весьма интересно!
01.09.2008 в 19:23

alicja
в плане Людовика XIV меня здорово позабавило, что Ян Собесский после битвы под Веной предложил тому в письме, как первому сыну церкви, порадоваться за успех христианского оружия. Что называется, отомстил)))) Представляю, как Людовик был рад :D
01.09.2008 в 19:26

Но все же любимый мой герой этой эпопеи Леопольд I - ну такое «чудное» существо. В свое время я от него просто лежала под столом :D
А ведь вроде бы отличный семьянин, добрый по жизни человек и композитор... но такой император, что просто жуть!
01.09.2008 в 19:30

"Не суди о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". Поль Валери
Artemiz
герой этой эпопеи Леопольд I
Да... согласна, что личность очень интересная!
01.09.2008 в 19:34

alicja, угу, интересная, но, возможно, лучше бы он попал в священники, как и предполагалось по началу, а не в императоры, как вышло, когда умер его брат.
01.09.2008 в 19:37

Фриц фон Нармо, пожалуйста))))
01.09.2008 в 19:38

"Не суди о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". Поль Валери
Artemiz
да... уж... Я вообще имею большую слабость к священникам! Началось все с Ришелье! Потом меня заинтересовали Сурди и Мазарини...
01.09.2008 в 20:07

alicja, а Сурди это тот, который был архиепископ Бордо, а по совместительству еще и командовал флотом?
01.09.2008 в 21:34

"Не суди о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". Поль Валери
Artemiz
а Сурди это тот, который был архиепископ Бордо
Он самый - драчливый и неудачливый!
01.09.2008 в 22:12

alicja, м-м, я, кстати, про него почти ничего не знаю. А что в нем самое интересное?
01.09.2008 в 22:19

"Не суди о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". Поль Валери
Artemiz
А что в нем самое интересное?
Он автор любопытных писем о нравах того времени. Там есть чудесные выдержки о морали и о том, почему мужчины боятся дать женщинам дорогу в образование и науку. Как-нибудь выложу!
01.09.2008 в 22:21

alicja
Как-нибудь выложу!
Почитаю :)
04.09.2008 в 00:46

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
Artemiz редставляю, как Людовик был рад

Людовик еще знал что вырастет из отличившегося в этой битве Евгения Савойского, который тоже возьмет за правило его радовать :)
04.09.2008 в 05:14

Rochefort_, нет, такой проницательностью Людовик вряд ли обладал :D "Этот свой презент Австрии он сможет оценить спустя ну лет 10-15...
04.09.2008 в 11:26

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
alicja Я вообще имею большую слабость к священникам! Началось все с Ришелье! Потом меня заинтересовали Сурди и Мазарини...

Ну, если о драчливых священниках, то эпоха была богата. Кардинал Лавалетт (1592-1639) пусть не великий полководец, но армией командовал добротно, а на другой стороне блистал дон Фернандо, кардинал-инфант (1609-1641) брат испанского короля и французской королевы, однажды едва не взявший Париж. Да и Рец с кардиналом Лотарингским тоже воевали от души.
04.09.2008 в 12:25

"Не суди о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". Поль Валери
Rochefort_
Согласна! Моя сестра Эва писала замечательную монографию про Ла Валетта...
10.09.2008 в 23:08

Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
очень познавательный текст...и заставляет задуматься о том...что спасать военным путем цивилизованным европейцам вообще и австрийцам в частности есть занятие не только бесполезное но и явно вредное поскольку оные цивилизованные европейцы в момент когда их клюнет жареный петух конечно готовы к самому дьяволу обратиться за помощью но вот после того как гроза миновала они начинаются испытывать к своим спасителям отнюдь не благодарность а зависть и озлобление - "как же так неужто мы цивилизованные европейцы должны быть благодарны каким то востончым варварам да ну их нафиг!".А далее в их мозгах происходит вытеснение воспоминаний о пережитой опасности (ну неприятно им про это помнить) а на первый план выходят политические цели не допустить чтобы союзник получил выгоду от совместо выигранной войны....
Вывод - избави нас боже от таких союзников а с врагами сами разберемся...
Однако правительство Российской империи на протяжении 18-19 века постоянно с упорством достойным лучшего применения занималось тем что спасало австрийскую империю от ее врагов то от Фридриха то от Наполеона то от венгерской революции...
А австрийцы каждый раз отвечали русским полной неблагодарностью а местами и натуральный предательством как например в Швейцарии в 1799м или например явной враждебностью во время Крымской войны....
В общем нафига нам был такой союзник - здравым умом не понять.
11.09.2008 в 00:26

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
В общем нафига нам был такой союзник - здравым умом не понять

Угу. Все облагодетельствованные Россией сразу перестают испытывать к ней благодарность. Видимо, в консерватории что-то не так. Правда, в теме о собесском российско-австрийские отношения явный офф-топ, так что замнем.
14.09.2008 в 20:19

Ну так это же логично, что когда клюет жареный петух, то хорош любой союзник, даже «варвар». А вот потом...
ИМХО, это верно для любой страны.
15.09.2008 в 20:39

Artemiz

А Вы не помните случайно автора картины? Она небезызвестная, а я вот упомнить никак не могу...
15.09.2008 в 21:25

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
пан Колгоспнык Юзеф Брандт?

Нет, вру. Вацлав Павлишак

Кто такой? Яндекс показывает даты 1866-1905 и все