Перетаскиваю сюда мою старую статью, написанную для фэндома «Пираты Карибского моря», как пособие фанфикописцу, интересующемуся мат.частью, но вполне историческую, не считая ПКМ-комментариев.
(живет она здесь www.pkm-3.ucoz.ru/ )


К счастью, в Интернете много информации по строению кораблей, потому только ленивый фанфикописец не сможет при большом желании найти, чем отличается фрегат от брига, или что такое крюйс-марсель.

Сложнее, как мне кажется, с информацией о том, что собственно может корабль в бою. Ее уже надо собирать везде по кусочкам. И вот об этом-то я и хотела написать маленькую статейку, кратенько и без морских терминов изложив книжную премудрость, почерпнутую в основном у Б. Танстолла («Морская война в век паруса») и Э. и Т. Дюпюи («Всемирная история войн»).

Примечание: вот на эту тему сценаристы ПКМ точно не заморачивались. Так что, возможно, и фанфикописцам не стоит. А может, и стоит.


Бухта Виго 1702. Абукир 1798. (не в тему, но красота)))

1. Ветер и движение.

Движение парусника против ветра возможно, но на маленький угол: где-то 20-25 градусов от перпендикуляра к ветру.
Таким образом, 3/8 горизонта представляют недоступное направление движения.
В зависимости от того, с какой стороны ветер, паруса ставятся по-разному. Приблизительно чем попутнее ветер, тем перпендикулярнее килю реи.
Прямые паруса лучше себя ведут на попутном ветре, давая большую скорость. А косые как раз дают возможность идти против ветра.
Для достижения максимальной скорости количество парусов резко возрастает за счет лиселей и стакселей (первые вешают по бокам от обычных, вторые натягивают между мачтами). Обычно эту кучу не выставляют, чтобы не рисковать сломанными мачтами при порывах ветра и прочими радостями морской жизни.
Для того чтобы сделать поворот, нужен не один руль, а управление парусами. Повернуть от одного раскрута штурвала парусник не может.

читать дальше

@темы: история, техническое, статьи - мое

Комментарии
30.08.2008 в 00:42

Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
спасибо, очень интересно
30.08.2008 в 01:42

Unus non sufficit orbis (Одного мира мало)
Движение парусника против ветра возможно, но на маленький угол: где-то 20-25 градусов от перпендикуляра к ветру.
Таким образом, 3/8 горизонта представляют недоступное направление движения. Пожалуй,все-таки еще меньше, чем 3/8 недоступны... между самым крутым бейдевиндом правого и левого галса... тем более, что лавируя, змейкой, можно же фактически против ветра идти... Ничего, что влезаю?))
30.08.2008 в 16:47

navis vetus, конечно, ничего :)
ну, лавировать - это лавировать, это другое дело))) я имела ввиду прямой ход. Но, понятное дело, раз я сама никогда не была на паруснике тех времен, то цифра просто списана из книжки на веру.
10.09.2008 в 22:40

Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
Пинать Сабатини вообще не за что он писал чисто художественный криатифф а не документальную прозу...
К нему относится примерно как к аффтарам современных голливудских фильмов в которых один герой-спецназовец косит роту террористов из автомата длинной очередью в 150 выстрелов не меняя рожка:angel2:
14.09.2008 в 20:29

Angerran, Сабатини-то тут не при чем. Но вот товарищи фанфикописцы любят черпать морскую премудрость именно с него, как с самого популярного источника. Сплагиатить у Форестера или О'Брайана народу приходит в голову, увы, реже.
14.11.2008 в 19:54

простите но у вас есть историческая ошибка "Ушаков и Нельсон не мадернезировали ленейные эволюции ,а перечеркнули их тактикой груповой атаки на флагман, строевым маневрираванием и резервом фрегатов.>
14.11.2008 в 20:05

если граждонин-писатель берётся писать на военно-морскую тему пуст хоть книжки почетает а то корабли в фильмах скоро прыгать по волнам как дельфины начнут и летать против ветра по прямой будут.
14.11.2008 в 20:05

если граждонин-писатель берётся писать на военно-морскую тему пуст хоть книжки почетает а то корабли в фильмах скоро прыгать по волнам как дельфины начнут и летать против ветра по прямой будут.
14.11.2008 в 20:20

Гость
Ушаков и Нельсон не мадернезировали ленейные эволюции ,а перечеркнули их тактикой груповой атаки на флагман, строевым маневрираванием и резервом фрегатов
э-э... а где вы взяли, что у меня написано что-то про Нельсона, Ушакова и линейную тактику? Там было только только про стратегическую косность линейной тактики как таковой

если граждонин-писатель берётся писать на военно-морскую тему пуст хоть книжки почетает
Это вы обо мне? :D
14.11.2008 в 23:36

первое; вы их упомянули,второе; нет.
14.11.2008 в 23:38

Граф
А вопщем стотья первый сорт.
15.11.2008 в 05:32

Мало ли, что я упомянула :D Главное - в каком контексте.
15.11.2008 в 14:54

Ну простите!!!!!!!!!!!!!!!!
15.11.2008 в 14:59

Ах да чуть не забыл, каждый раз чистить и охлаждать пушку не нужно
15.11.2008 в 19:01

Что-то вы, гражданин статьи первого сорта, становитесь уже не так милы и забавны, как вчера :D Всему есть своя мера :)
Ствол пушки после выстрела раскаленный. В нем остаются ошметки тлеющего пыжа. Знаете, что будет, если сунуть туда порох? А знаете, сколько на флоте было несчастных случаев из-за того, что пушку плохо прочистили в суматохе?

Кстати, к прошлому посту.
Какой такой резерв фрегатов? Фрегат предназначен для разведки, крейсерства, повторения за линией боя сигналов флагмана, но никак не для боя с линейными кораблями. А резерв в сражениях парусников вообще встречается... так скажем, очень редко, чтобы не сказать категоричнее. Про Ушакова мне сейчас лень поднимать давно прочитанное, но вот про Нельсона точно помню, что нет никакого резерва ни при Абукире, ни при Копенгагене, ни при Трафальгаре.
Строевое маневрирование - это вообще любимая фишка линейной тактики (причем, и морской, и сухопутной). Посмотрите, что про это еще в 17 веке написал Поль Гост - там такое впечатление, словно бой выигрывается маневрами, а не пушками. Тогда как Нельсон как раз больше уважал принцип: «Видишь врага - вперед в атаку!»
16.11.2008 в 01:11

Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
Гость - охлаждать пушки не нужно но чистить очень тщательно.Фрегаты у Ушакова были совсем не резервом а наоборот основным средством завязки начала боя.При Фидониси он вообще одними фрегатами атаковал))) при чем тут резерв
17.11.2008 в 12:06

пушка накалялась до опасных тмператур за два три выстрела, а пыж вылетал вместе с ядром, что же до резерва то это группа из трёх-четырёх фрегатов входящих в бой в критический мамент и унечтожающая или выбивающая флагман противника.
17.11.2008 в 12:13

а при Фидониси у нашего флота других корабле и небыло хотя отдельный, головной, фрегатный отряд (прообраз резерва) как раз исход боя и решил, зажав и взорвав турецкий флагман.
17.11.2008 в 12:21

ой чуть не забыл! между ленейными эволюциями, имеющими поставить свои суда в болие выгодную арт. позицию и сртоевым маневрированием сбивающем противника с курса и смешивающим его строй есть большая разница.
17.11.2008 в 12:23

и кстати я же сказал (в критияеский момент боя) тоесть в самый важный.
17.11.2008 в 12:28

кстати не стотья првый сорт, а, как вам прекрасно известно, граф.
17.11.2008 в 12:32

и вы забыли упомянуть маркеллы, аодна такая милашка запросто могла устроить хароший пожар.
17.11.2008 в 13:49

А вы, граф, сами назвались статьей первого сорта - смотрите выше. Не могла не посмеяться - так велик соблазн))) Так что будете теперь гражданин статьи первого сорта.

Вообще мне нравится мысль о том, что авангард это что-то вроде резерва. :D
Маневры, к примеру, прорезания строя противника, окружения его арьергарда или авангарда применялись еще в 17 веке. К тому же вы уж уточните ваше понимание термина «строевое маневрирование».
А что в стволе остается кое-что из заряда, что не успело прогореть и не полетело вслед за снарядом... ну представьте себе физику процесса - как распространяется давление газов. Ведь во все стороны, а не только вперед, верно? А, если не верите, то откуда, к примеру, в патроннике современного оружия при чистке берутся крупинки непрогоревшего пороха? (своими глазами вижу каждый день) Вот бы все вылетали следом за пулей...
Что такое маркеллы?

М-м... а нельзя ли все предложения постить за один раз?
17.11.2008 в 14:59

я автору сделал комплимент.
17.11.2008 в 15:04

мелкий мусор стрельбе не мешает, а маркелла это мина с запальной трубкой, прототип фугаса.
17.11.2008 в 15:08

и у нас дворян традиция такая, называть титул прежде чем начинать или кончать разговор, письмо.
17.11.2008 в 15:12

и я же сказал прототип резерва, а сам резерв вавангарде не держался, просто при фидониси резерв ещё не ввали.
17.11.2008 в 15:16

Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
По моему этому гостю или лет 13 или он слегка не в себе...
17.11.2008 в 15:23

да подскажите пожалуйста вы малолетний нахал или леди.
17.11.2008 в 16:52

Ладно, надоело мне все это :) Теперь у меня комментируют только зарегистрированные пользователи.
И вас я, господин граф, обязательно забаню, если будете продолжать в том же духе.
А-а... с первым сортом ясно - тогда, извините за ошибку и спасибо :)