Пока что в мою подрастающую коллекцию пошли три дивных творения.
И по поводу одного из них я ужасно заблуждалась, в чем сейчас признаюсь. См. №3 про сериал.
На первом месте, как по количеству, так и по концентрации маразма стоит роман Луизы Мюльбах «Принц Евгений и его время».
читать дальшеВ комментариях на amazon.com к этой книге меня искренне порадовало одно трезвое суждение о принце Евгении и опусе фрау/фрейлейн Мюльбах:
He would probably roll over in his grave in St. Stephen's Cathedral in Vienna if he were to read this novel. (Перевод: Он, вероятно, перевернулся бы в своей могиле в соборе Св.Стефана в Вене, если бы прочитал этот роман)
ППКС. Обеими руками.
Скажу честно, подряд я осилила это только первые страниц 100, потом пошла смотреть по даигонали.
Книга полна розовых соплей с сахаром и далека от истории, как небо от земли.
Все начинатеся с грустной-грустной истории бедного мальчика, которого никто не любит, даже мама. В среднем на каждые 3 страницы идет как минимум по одной истерике со слезами и клятвами вырасти и прославиться. Первый раз трогательно, второй терпимо, третий уже явно перебор, с четвертого, пятого и т.д. вместо сочувствия вызывает нездоровый смех.
Кстати, диагноз произведению можно поставить уже с первых страниц по описанию внешности героя, где для компенсации общей невзрачности в наличии прекрасные глаза и великолепные эльфийские волосы. Я серьезно: слово «эльфийский» присутствует. А красивые глаза являются объектом, затмевающим все и вся, как только вы познакомитесь с этим чудом.
После трагедии несчастного детства идут «Ромео и Джульетта». Неизвестная истории девица по имени Лаура Боналетта, записанная в дочери глав.злодея маркиза де Лувуа, приспособлена авторшей в качестве большой и светлой любви этого самого бедного мальчика, которого к моменту начала любовной линии уже и язык не поворачивается назвать принцем Евгением - настолько он слаб и истеричен в худших голливудских традициях опускания исторических деятелей ниже плинтуса при благих намерениях оживить образ. Хотя до голливуда еще о-го-го - роман-то написан в XIX веке. Собственно дальше весь роман о любви. Девицу похищают родственнички, выдают замуж за другого, парочка влюбленных, однако же встречается спустя 4 года на карнавале в Венеции, опять их разлучают, потом девица бежит в Вену, выхаживает раненного под Белградом «Евгения», какое-то время они живут вместе, но потом враги (все те же злобные Летелье) пытаются отравить «Евгения» и вернуть Лауру мужу, а вместо этого случайно травят ее. Все в трауре. Правда, примеренияМонтекки и Капулетти Савой-Кариньян и Летелье на почве общего траура не вышло - видимо, для этого надо было еще и «Евгения» отравить/заколоть и похоронить обоих вместе, а сверху поставить по золотому памятнику. Вообще говоря, по духу романа такая концовка была бы даже логичнее, но настолько отойти от истории авторша не решилась - герою-то еще сорок с лишним лет бить врагов и править империей. Вот незадача.
Плюсом к построении на вымышленной любовной линии роман пронизан ошибками в датах, событиях и именах, ООС-ами и морализаторским занудством. Об ошибках вообще можно писать долго и с кайфом: тут героя сделали на десяток лет старше, тут двух братьев перепутали, там события трех лет сжали в два месяца и т.д.
Кто не испугался, может найти этот опус по-английски например, здесь (на русский сие, к счастью, не переведено и не надо)
Номер два - «Царица сладострастия», Александр Дюма.
читать дальшеЗдесь принц Евгений, во-первых, только второстепенный персонаж, а, во-вторых, гораздо более адекватен.
Роман посвящен графине ди Верруа любовнице герцога Виктора-Амадея Савойского. (О ней, кстати, еще есть оч. косой и кривой с ТЗ истории фильм - Королевская шлюха, где принца Евгения, по счастью, не наблюдается, зато в пору переворачиваться в гробу бедному Виктору-Амадею.)
Принц Евгений у Дюма, в пику своему историческому прозвищу «Марс без Венеры» оказался вполне себе бабник и выступил по началу в роли соблазна для юной графини, а потом превратился в друга и еще мелькал по ходу романа в описании войны и политики.
Принц Евгений был невысокого роста, но довольно хорошо сложен и, несмотря на свою худобу и очень смуглый цвет лица, был очень привлекателен, черты его были красивы, а глаза горели огнем. Свои черные волосы он не прятал под париком, что выглядело необычно. При французском дворе он славился своими многочисленными любовными победами и во всех альковах одерживал верх
Вот так вот - ну Дюма, ну...
Ну ладно бы бабником, но красавцем принца Евгения еще никто называть не пробовал. Причем ведь наврано, как всегда, по-дюмашному полуправдиво - Евгений, правда, был невысокий, смуглый, с живыми глазами и без парика. Вот только при том зело страшен.
Кстати говоря, если Евгений Луизы Мюльбах просто образец целомудрия, то Евгений Александра Дюма - совсем напротив:
— Сударь, — сказал ему отец Лашез, — вы слишком распущенны, чтобы служить Богу.
— О! Простите, отец мой, надо бы нам договориться, — возразил в раздражении принц, выведенный из себя замечанием отца Лашеза, — король сказал мне, что я слишком похож на капуцина, чтобы быть солдатом, а теперь вы говорите мне, что я слишком похож на солдата, чтобы быть капуцином. Кто же из вас двоих прав?
(с чего-то Дюма решил, что Евгений собирался стать священником уже после отказа короля о приеме в армию - отсюда этот диалог - лажа, конечно)
А еще Дюмашный принц Евгений отличается юмором, энергичностью, особо остро (ну чисто мания) ненавидит Людовика XIV и г-жу де Ментенон, и, если разозлен, то ругается при дамах по-немецки. Вместе с ним показан его друг принц Коммерси (ага, был такой в истории) - этот ну вообще сорвавшийся с цепи безрассудный авантюрист и бонвиван, рядом с которым тоже не самый смирный принц Евгений даже серьезен и солиден.
В общем и целом роман довольно адекватно рассказывает о событиях войны Аугсбургской лиги, и войны за Испанское наследство, там есть роскошнейшие, хоть и краткие, образы прочих исторических лиц: Катина, Виллеруа, Вандома и т.д.
Но адекватность принца Евгения, увы, очень половинчата
Номер три - сериал «Первые Черчилли».
читать дальшеНу вот, а теперь то, что там было раньше написано можно смело перечеркнуть и написать все по новой. Т.к. я ухитрилась ни много, ни мало, как эпизодически глянув одну серию, перепутать Хайнсиуса с принцем Евгением. И еще думать при том, ну что это за ерунда: и сам на себя не похож и вообще они с Мальборо во время обсуждения целесообразности бленхеймской кампании ни разу не встречались, и где он собственно в процессе битвы???
А сейчас я посмотрела эту серию целиком и поняла, что ошиблась.
Чувствую себя глупо. Крайне глупо.
Итак, все решительно зачеркиваем!
Недавно я стала счастливым обладателем этого очень напоминающего театральную постановку старого английского мини-сериала о герцоге и герцогине Мальборо.
Принц Евгений там мелькает очень эпизодически, т.к. сериал все же не о нем и даже не о войне за Испанское наследство, а об английских внутренних делах. Но и эпизодического появления достаточно, чтобы возмутить такого предвзято настроенного зрителя, как я.
Вообще говоря, мне надо было догадаться, что если блестящие победы одерживают союзные армии, то историки этих стран сразу же начнут спорить, кто был круче, и тянуть одеяло на себя, а художники их радостно поддержат.
Этот сериал живое тому доказательство - ну так старались, так старались выгодно оттенить гениальность Мальборо.... В общем, сочувствующим принцу Евгению видеть сие противопоказано.

Вот они стоят рядом: принц Евгений (слева) и герцог Мальборо. Евгений отчего-то выше, толще и старше с виду; ну и вообще заблуждению Дюма на счет красавца тут определенно не поддались - этот даже страшнее, чем был настоящий.... Прибавьте к портрету медвежью походку и специфически перекошенную мимику, тогда будет полное представление об образе. И чтобы был еще страшнее, ему укоротили кафтан на 10 см против нормальной длины.
А вот с таким лицом, как на второй картинке, киношный принц Евгений слушает умные стратегические предложения герцога, удивляется, задает глупые вопросы и под конец восторженно соглашается, что мы видим на третьем скриншоте.
А на самом деле это выглядит так (принц Евгений - тот, который справа - что радует, даже узнаваем в лицо, хоть и не похож):

Ситуация, как на последней картинке (то есть далеко-далеко на заднем плане), конечно, очень распространена, но зато внешнее попадание в образ есть: мелкий, худой, сутулый и смуглый; темперамент шустрый, глаза злобные, кафтан невзрачный и потасканный - оно самое. Что радует, вполне заметно пресловутое их с Мальборо товарищество. Ну, как сказать, заметно... то есть, если о нем знать, то увиденное в сериале ему не противоречит. А так, конечно, по такому маленькому экранному времени невозможно что-то понять с нуля. Да и молчаливость сериального принца Евгения все-таки определенно есть последствие перетягивания одеяла на герцога Мальборо.
Рассмешил момент, когда пленный французский маршал Таллар в качестве приветствия при встрече сначала злобно выплевывает сквозь зубы "Мальборо", а потом уже вполне любезно "Ваше высочество" и раскланивается с Евгением Савойским. Причина, честно говоря, не ясна, но выглядело забавно.
Вот так вот я огорчилась раньше времени, а все было отлично)))
Ну и вообще, чем больше смотрю сериал, тем больше проникаюсь уважением за адекватные образы огромного числа исторических персонажей от Монмута до Болингброка на протяжении всех 12 серий. Кроме того хорошо выдержали костюмы - они даже адекватно меняются в течение 40 лет действия. А вот декорации и актерская игра, а больше всего - массовка, конечно, подкачали. Местами все очень не смотрится. А батальные сцены лучше бы вырезали вообще, чем снимать такую жертву мизерного бюджета.
И по поводу одного из них я ужасно заблуждалась, в чем сейчас признаюсь. См. №3 про сериал.
На первом месте, как по количеству, так и по концентрации маразма стоит роман Луизы Мюльбах «Принц Евгений и его время».
читать дальшеВ комментариях на amazon.com к этой книге меня искренне порадовало одно трезвое суждение о принце Евгении и опусе фрау/фрейлейн Мюльбах:
He would probably roll over in his grave in St. Stephen's Cathedral in Vienna if he were to read this novel. (Перевод: Он, вероятно, перевернулся бы в своей могиле в соборе Св.Стефана в Вене, если бы прочитал этот роман)
ППКС. Обеими руками.
Скажу честно, подряд я осилила это только первые страниц 100, потом пошла смотреть по даигонали.
Книга полна розовых соплей с сахаром и далека от истории, как небо от земли.
Все начинатеся с грустной-грустной истории бедного мальчика, которого никто не любит, даже мама. В среднем на каждые 3 страницы идет как минимум по одной истерике со слезами и клятвами вырасти и прославиться. Первый раз трогательно, второй терпимо, третий уже явно перебор, с четвертого, пятого и т.д. вместо сочувствия вызывает нездоровый смех.
Кстати, диагноз произведению можно поставить уже с первых страниц по описанию внешности героя, где для компенсации общей невзрачности в наличии прекрасные глаза и великолепные эльфийские волосы. Я серьезно: слово «эльфийский» присутствует. А красивые глаза являются объектом, затмевающим все и вся, как только вы познакомитесь с этим чудом.
После трагедии несчастного детства идут «Ромео и Джульетта». Неизвестная истории девица по имени Лаура Боналетта, записанная в дочери глав.злодея маркиза де Лувуа, приспособлена авторшей в качестве большой и светлой любви этого самого бедного мальчика, которого к моменту начала любовной линии уже и язык не поворачивается назвать принцем Евгением - настолько он слаб и истеричен в худших голливудских традициях опускания исторических деятелей ниже плинтуса при благих намерениях оживить образ. Хотя до голливуда еще о-го-го - роман-то написан в XIX веке. Собственно дальше весь роман о любви. Девицу похищают родственнички, выдают замуж за другого, парочка влюбленных, однако же встречается спустя 4 года на карнавале в Венеции, опять их разлучают, потом девица бежит в Вену, выхаживает раненного под Белградом «Евгения», какое-то время они живут вместе, но потом враги (все те же злобные Летелье) пытаются отравить «Евгения» и вернуть Лауру мужу, а вместо этого случайно травят ее. Все в трауре. Правда, примерения
Плюсом к построении на вымышленной любовной линии роман пронизан ошибками в датах, событиях и именах, ООС-ами и морализаторским занудством. Об ошибках вообще можно писать долго и с кайфом: тут героя сделали на десяток лет старше, тут двух братьев перепутали, там события трех лет сжали в два месяца и т.д.
Кто не испугался, может найти этот опус по-английски например, здесь (на русский сие, к счастью, не переведено и не надо)
Номер два - «Царица сладострастия», Александр Дюма.
читать дальшеЗдесь принц Евгений, во-первых, только второстепенный персонаж, а, во-вторых, гораздо более адекватен.
Роман посвящен графине ди Верруа любовнице герцога Виктора-Амадея Савойского. (О ней, кстати, еще есть оч. косой и кривой с ТЗ истории фильм - Королевская шлюха, где принца Евгения, по счастью, не наблюдается, зато в пору переворачиваться в гробу бедному Виктору-Амадею.)
Принц Евгений у Дюма, в пику своему историческому прозвищу «Марс без Венеры» оказался вполне себе бабник и выступил по началу в роли соблазна для юной графини, а потом превратился в друга и еще мелькал по ходу романа в описании войны и политики.
Принц Евгений был невысокого роста, но довольно хорошо сложен и, несмотря на свою худобу и очень смуглый цвет лица, был очень привлекателен, черты его были красивы, а глаза горели огнем. Свои черные волосы он не прятал под париком, что выглядело необычно. При французском дворе он славился своими многочисленными любовными победами и во всех альковах одерживал верх
Вот так вот - ну Дюма, ну...

Кстати говоря, если Евгений Луизы Мюльбах просто образец целомудрия, то Евгений Александра Дюма - совсем напротив:
— Сударь, — сказал ему отец Лашез, — вы слишком распущенны, чтобы служить Богу.
— О! Простите, отец мой, надо бы нам договориться, — возразил в раздражении принц, выведенный из себя замечанием отца Лашеза, — король сказал мне, что я слишком похож на капуцина, чтобы быть солдатом, а теперь вы говорите мне, что я слишком похож на солдата, чтобы быть капуцином. Кто же из вас двоих прав?
(с чего-то Дюма решил, что Евгений собирался стать священником уже после отказа короля о приеме в армию - отсюда этот диалог - лажа, конечно)
А еще Дюмашный принц Евгений отличается юмором, энергичностью, особо остро (ну чисто мания) ненавидит Людовика XIV и г-жу де Ментенон, и, если разозлен, то ругается при дамах по-немецки. Вместе с ним показан его друг принц Коммерси (ага, был такой в истории) - этот ну вообще сорвавшийся с цепи безрассудный авантюрист и бонвиван, рядом с которым тоже не самый смирный принц Евгений даже серьезен и солиден.
В общем и целом роман довольно адекватно рассказывает о событиях войны Аугсбургской лиги, и войны за Испанское наследство, там есть роскошнейшие, хоть и краткие, образы прочих исторических лиц: Катина, Виллеруа, Вандома и т.д.
Но адекватность принца Евгения, увы, очень половинчата
Номер три - сериал «Первые Черчилли».
читать дальшеНу вот, а теперь то, что там было раньше написано можно смело перечеркнуть и написать все по новой. Т.к. я ухитрилась ни много, ни мало, как эпизодически глянув одну серию, перепутать Хайнсиуса с принцем Евгением. И еще думать при том, ну что это за ерунда: и сам на себя не похож и вообще они с Мальборо во время обсуждения целесообразности бленхеймской кампании ни разу не встречались, и где он собственно в процессе битвы???
А сейчас я посмотрела эту серию целиком и поняла, что ошиблась.
Чувствую себя глупо. Крайне глупо.
Итак, все решительно зачеркиваем!
Принц Евгений там мелькает очень эпизодически, т.к. сериал все же не о нем и даже не о войне за Испанское наследство, а об английских внутренних делах. Но и эпизодического появления достаточно, чтобы возмутить такого предвзято настроенного зрителя, как я.
Этот сериал живое тому доказательство - ну так старались, так старались выгодно оттенить гениальность Мальборо.... В общем, сочувствующим принцу Евгению видеть сие противопоказано.



А вот с таким лицом, как на второй картинке, киношный принц Евгений слушает умные стратегические предложения герцога, удивляется, задает глупые вопросы и под конец восторженно соглашается, что мы видим на третьем скриншоте.
А на самом деле это выглядит так (принц Евгений - тот, который справа - что радует, даже узнаваем в лицо, хоть и не похож):





Ситуация, как на последней картинке (то есть далеко-далеко на заднем плане), конечно, очень распространена, но зато внешнее попадание в образ есть: мелкий, худой, сутулый и смуглый; темперамент шустрый, глаза злобные, кафтан невзрачный и потасканный - оно самое. Что радует, вполне заметно пресловутое их с Мальборо товарищество. Ну, как сказать, заметно... то есть, если о нем знать, то увиденное в сериале ему не противоречит. А так, конечно, по такому маленькому экранному времени невозможно что-то понять с нуля. Да и молчаливость сериального принца Евгения все-таки определенно есть последствие перетягивания одеяла на герцога Мальборо.
Рассмешил момент, когда пленный французский маршал Таллар в качестве приветствия при встрече сначала злобно выплевывает сквозь зубы "Мальборо", а потом уже вполне любезно "Ваше высочество" и раскланивается с Евгением Савойским. Причина, честно говоря, не ясна, но выглядело забавно.
Вот так вот я огорчилась раньше времени, а все было отлично)))
Ну и вообще, чем больше смотрю сериал, тем больше проникаюсь уважением за адекватные образы огромного числа исторических персонажей от Монмута до Болингброка на протяжении всех 12 серий. Кроме того хорошо выдержали костюмы - они даже адекватно меняются в течение 40 лет действия. А вот декорации и актерская игра, а больше всего - массовка, конечно, подкачали. Местами все очень не смотрится. А батальные сцены лучше бы вырезали вообще, чем снимать такую жертву мизерного бюджета.
@темы: кино, приколы, литература, prinz Eugen
ну да так оно и есть )))))
а по поводу блестящести в данном случае - за такую победу как Мальпляке им обоим должно быть стыдно.
рада стараться)))
Rochefort_
Да, Дюма у меня лет после 17 уже тоже идет не очень. Но тут по историческому интересу почитала. Как уже выше сказано, на фоне перла Л. Мюльбах творение Дюма почти радует глаз.
А творение Мюльбах читали?
Angerran
Не, там в основном Бленхейм делили - все остальное из войны вообще вырезано за кадром.
(хотя интересно, как бы Мальплаке показывали в том фильме... с другой стороны Мальборо оттуда выпутался более-менее чистеньким - основные потери-то были не у англичан, а у голландцев с немцами, да и англичан в английской армии было сильно меньше половины. Так что могли бы Мальборо и отмазать - союзнички налажали, а мы что, мы ничего)
Так что могли бы Мальборо и отмазать - союзнички налажали, а мы что, мы ничего)
Не пойдет. Во всех совместных сражениях на долю принца Эжена выпадала черновая работа - наносить отвлекающий удар, а Мальборо доставался главный (разве что под Лиллем было наоборот - Евгений осаждал, а сэр Джон прикрывал). Но успех Мальборо был тесно связан с тем как хорошо Евгений справиться со своим делом, так что слава у них одна
На предмет описания походов в сети есть бесплатно некоторые тома «Feldzuge des prinzen Eugen von Savoyen». Но, блин, только по-немецки. Скачать-то я это скачала... а вот как это читать, если у меня с немецким один сплошной nicht ferstein((( А промпт после страниц 5 изрядно надоедает, особенно если там нечетко отсканированный текст, который надо править. В общем, я пока здорово ниасиливаю при всем энтузиазме.
А про отмазывание Мальборо за Мальплакке, ясное дело, не пойдет. Это так, в порядке стеба над сериалом.
Angerran
И вообще не то важно из какой нации были набраны войска которые полководец бездарно угробил важен факт
А, может, это не Мальборо, а принц Евгений там народ гробил?
Кстати говоря, насчет Мальплаке... тут еще черт ногу сломит, что было бы хуже: угрохать пол-армии или отдать французам победу, и тогда начались бы такие политические проблемы, что мало не покажется - коалиция-то к тому времени как раз начинала пошатываться изнутри.
В общем, надо было заключать мир в 1708, а не жадничать
Мальборо, кстати, еще хотел прямиком на Париж идти - оставив в тылу французские пограничные крепости и перерезав себе все коммуникации. Представляю себе, как бы им с Евгением было весело, если бы такое Мальплаке произошло где-нибудь посреди Франции.
А разве коалиция не начала пошатываться с 1711-го? После смерти императора, когда англичане осознали что габсбургский претендент на испанскую корону заодно станет и императором?
На предмет описания походов в сети есть бесплатно некоторые тома «Feldzuge des prinzen Eugen von Savoyen».
Ага, я по немецки тоже нихт. Правда, в свободном доступе есть книжка Доджа (хотя, она есть у меня и в бумаге), но это работа конца XIX века.
А разве коалиция не начала пошатываться с 1711-го? После смерти императора, когда англичане осознали что габсбургский претендент на испанскую корону заодно станет и императором?
Ну, это был, так сказать, окончательный финиш. Проблемы были и до того.
Но, вообще говоря, вопрос об испанской короне в 1709 году стоял уже как-то чуть в стороне, и яркое тому доказательство то, как мало внимания уделялось союзниками испанскому фронту. Гораздо острее стоял вопрос о возможном разгроме Франции. И тут у союзников были большие разногласия. Больше всех противились английские тори, пытаясь свалить герцога Мальборо и умерить военный пыл, т.к. хорош уже разбазаривать деньги на ненужные Англии подвиги. Плюс ворчали понемножку и голландцы с немецкими князьями - если разгромить Францию, то кто будет держать в узде аппетиты императора? Поэтому перспективы герцога Мальборо с принцем Евгением решительно завершить войну в Париже с самого начала были очень шаткими и держались, скорее, на победоносной эйфории и старой всеобщей неприязни пополам с завистью к Людовику XIV, воодушевлявшей союзников самозабвенно воевать вопреки трезвому политическому расчету.
Так что упорство Мальборо с Евгением при Мальплаке объясняется больше всего нежеланием потерять моральное преимущество и дать политическим противникам заговорить в полный голос. Посмотреть, как потом старались это Мальплаке распиарить, как полную победу - смех и только. Больше всех, кстати, что самое смешное, отличились не австрийцы, а пруссаки - они при Фридрихе-Вильгельме I еще лет тридцать постоянно праздновали годовщину Мальплаке. Не знаю, как там дальше при Фридрихе II сложилось, наверное, бросили уже.
Gustavus Adolphus; a history of the art of war from its revival after the middle ages to the end of the Spanish succession war, with a detailed account of the campaigns of the great Swede, and of the most famous campaign of Turenne, Condé, Eugene and Marlborough. With 237 charts, maps, plans of battles and tactical manoeuvres, cuts of uniforms, arms, and weapons (1895)
С правой стороны есть окошко "View the book". Если кликнуть на Flip Book, то книку можно читать (а в формате Flip Book (beta) на панели управления в правом верхнем углу есть знаки - + которыми можно увеличить размер текста. Если кликнуть на PDF то книгу можно скачать. Если не получается, надо кликать на HTTP и потом выбирать нужный формат.
И вообще на этом ресурсе много вкусных книг, на которые истек срок авторских прав.
Спасибо!
Я, кстати, на этом сайте была, а вот эту книгу упустила - сейчас исправлю упущение)))
Черт возьми, придется, снять претензии к «The First Churchills» по поводу принца Евгения. То, что я с перепугу приняла за него, было Хайнсиусом. Я еще никогда так не смеялась, как сейчас, начав смотреть все по порядку и поняв ошибку.
Придется, исправляться.