Суворов, конечно, личность в российской истории легендарная, оплетенная кучей анекдотов и мифов, поэтому пишут про него порой тако-ое...
И большинство перлов, как ни странно незамеченными перекочевало из советских времен, хотя мы их сейчас, вроде бы, старательно опровергаем.
Кстати, я очень уважаю личность и деятельность Суворова, так что, если я пишу про него не в духе панегирика, то только оттого, что взялась поспорить с теми, кто его хвалит немного не за то, за что следовало бы.



Поехали:

Лажа первая и наиболее глупая - от рядового до генералиссимуса.
В XVIII веке было принято записывать дворянских детей в полк еще младенцами, чтобы к совершеннолетию они стали офицерами. Суворов же начинал службу совершенно иначе - поступив рядовым. Что позволило ему хорошо узнать простых солдат.
читать дальше

Лажа вторая - добрый барин
Суворов никогда не чуждался общения с простыми людьми. Сочувствовал крепостным крестьянам, отлично видя и понимая их нужды, и в своих имениях всячески старался облегчить им жизнь.
читать дальше

Лажа третья - простой круг общения
Ему претили пустота, тунеядство, самодовольное чванство и лесть придворных. Офицеры-дворяне лишь пожимали плечами, видя как Суворов запросто присаживался на привале у костра и беседовал с рядовыми солдатами.
читать дальше

Лажа четвертая и самая распространенная - переворот в военном деле
Косной линейной тактике XVIII века и нескончаемым маневрам Суворов противопоставил решительное наступление и штыковой бой колоннами. Прусской муштре - высокий боевой дух и сознательность низших чинов. Это была революция в военном деле.
читать дальше

Лажа пятая - победоносная суворовская школа
Прошли годы. Любимый ученик Суворова - Кутузов - сумел нанести поражение армии Наполеона, вторгшейся в Россию.
читать дальше

@темы: история, статьи - мое

Комментарии
02.09.2008 в 22:05

Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
Лажа вторая - добрый барин
Моё добавление:
подгулявших крестьян он заставлял в мороз купаться голыми в проруби (или обливал холодной водой, что-то вроде того)

огромное спасибо, весьма интересно
02.09.2008 в 22:15

Wein, Weiber, Waffen
В XVIII веке было принято записывать дворянских детей в полк еще младенцами, чтобы к совершеннолетию они стали офицерами.
За что уважаю столь нелюбимого почитателями Суворова Павла - покончил он с этой практикой, да и со многим другим бардаком в армии.

А когда Пугачева разбили до его прибытия, сказал не «слава богу - не довелось пролить русской крови», а «жалко - не успел».
Хех. На мой взгляд, так совершенно нормальная реакция с его стороны :)

Если учесть, что Суворов при Екатерине имел дело с турками или польскими конфедератами, то его противостояние равному по качеству (не путать с количеством!) противнику можно ограничить одним 1799 годом.
Согласен. Не так уж много он против французов и показал.

умением заставить солдат держаться на пределе.
Кстати, не факт, что хорошо. Потерять множество солдат на марше ради того, чтобы одержать частную победу - ...
02.09.2008 в 22:15

Дама, приятная во всех отношениях
Лажа вторая - добрый барин
Ну тут ты к советским историкам придираешься:) Даже в моей детской пафосной книжке про Суворова был рассказ о том, как он своих крепостных женил - по росту построил и так поженил:)) Я помню офигевала от такого.
02.09.2008 в 22:22

Пишу за фидбэк.
Да, как всё вывернуто забавненько...
А про достоинства наравне с багами - будет? :shuffle:
02.09.2008 в 22:58

Фриц фон Нармо, kate-kapella, ну то, что Суворов делал с крепостными это такие мелочи в сравнении с кем похуже из тех же времен :) Хотя со свадьбой строем, конечно, жесть.
А вот о том, что он был большой гуманист в отношении бедных крепостных я честно-честно только что прочитала в старой советской энциклопедии, с которой и вдохновилась на написание статейки.

Rittmeister
За что уважаю столь нелюбимого почитателями Суворова Павла - покончил он с этой практикой
Да, в этом вопросе мне тоже очень понравилось, как он устроил гвардии смотр и вычеркнул всех неявившихся :D изящно и четко

Кстати, не факт, что хорошо. Потерять множество солдат на марше ради того, чтобы одержать частную победу - ...
Да я не о том, а о всеми отмеченной стойкости в бою суворовского солдата. :) Кстати, что-то я такое припоминаю из итальянского похода про экстремальную пробежку по жаре, но никак не могу вспомнить подробностей... Вы об этом?

А против французов Суворов показал в Италии в общем-то очень даже немало. Можно считать, что отвоевал Италию обратно и Наполеону пришлось в 1800 начать почти с нуля.

Botan-chan
М-м, ну, может быть, что-нибудь и напишу... не знаю :)
02.09.2008 в 23:03

Где много света, там гуще тень..
А пленного Пугачева не просто повез в клетке, но приказал связать, «чтоб не буянил».
Абсолютно правильно. Пугачев то ведь не крепостной крестьянин,стянувший отрез сукна из барского амбара
02.09.2008 в 23:13

Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
За что уважаю столь нелюбимого почитателями Суворова Павла - покончил он с этой практикой, да и со многим другим бардаком в армии. Павел вообще был великий человек. К тому же, при нём выдвинулось немало хороших и талантливых офицеров из низов - в свою личную гвардию он отбирал лучших и преданных. И, что особенно, хорошо - он ввёл единые стандарты для артиллерии.
02.09.2008 в 23:14

Чем вообще интересно отношение Суворова к пугачевщине, так это тем, что во всех других случаях Суворов относился к противнику гораздо уважительнее и гуманнее. Так что вот он кто главгад по-суворовски. В принципе, совершенно закономерно, если не пытаться натянуть на Суворова шкуру из чуждой идеологии.
02.09.2008 в 23:21

Фриц фон Нармо, ой... нет, великие императоры все же обычно не заканчивают, как Павел I. Железное ИМХО :)
02.09.2008 в 23:24

Её Квадричество
Очень интересно.
Я, правда, по невежественности, половины "лаж" и "баек" про суворова и не слышала ))Тем забавнее, как Вы их развенчиваете. Читаю само заблуждение - и думаю, "надо же было такое сочинить про дядьку". ))
02.09.2008 в 23:24

Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
Artemiz значит, Цезарь тоже не был великим? :)
02.09.2008 в 23:28

Квадрик, а это я вдохновилась, прочитав статейку в детской энциклопедии 1967 года, а потом припомнила, что я еще читала про Суворова :)
но про №1 и №4 гарантирую, что их можно встретить в доброй половине статей о Суворове
№3 - тоже вещь вредная. Я вот когда-то долго не знала, что Суворов был такой же интеллектуал и знаток военного дела, какой чудик-солдатик и отрицатель учебников.
02.09.2008 в 23:31

Фриц фон Нармо э-э, я чуток неверно высказалась))) Цезарь это узурпатор в Древнем Риме. От него спасали республику. А вот Павел все-таки законный монарх XVIII века, когда убить монарха - жуткое преступление.
02.09.2008 в 23:32

Дама, приятная во всех отношениях
Фриц фон Нармо
Хороший император - может быть, но великими так просто не становятся. Чтобы стать великим, надо много сделать. Цезарь завоевал половину тогдашнего цивилизованного мира.

Artemiz
Случаем не детская энцикопедия по истории? Такая, в оранжевой обложке? Если она, то это жесть, конечно:))) Меня она впечатлила в свое время тем, что там история развивалась без королей. Ну то есть короли были, но только для того, чтобы подавить очередное восстание, а потом опять исчезали в неизведаные дали.
02.09.2008 в 23:35

kate-kapella у меня обложка имеет болотно-коричневый цвет. Добра этого томов 12-15 по всем наукам (точно не знаю) Москва, "Просвещение", 1967 год
02.09.2008 в 23:38

Дама, приятная во всех отношениях
Artemiz
Она самая!
О, ностальгия по детству... как меня эта энциклопедия до белого каления доводила:)))
02.09.2008 в 23:41

Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
kate-kapella прошу прощения, тут яне совсем точно высказался!
Действительно, скорее хороший. Но мог бы быть великим. Были шансы.
Artemiz кстати, самый наизаконнейший! Он должен был стать императором ещё в1762-м.
Он вобрал в себя всё самое лучшее от отца и от матери, имхо.
02.09.2008 в 23:44

Да... не знаю, как остальное, а томик истории - чудной :D
И все-таки, я сейчас заглянула в статью о Суворове в книжечке «100 великих военачальников». Издано в 2000 году, а прославления революционного вклада в историю, победоносной школы и простоты-чудачества почти те же самые.
02.09.2008 в 23:44

Дама, приятная во всех отношениях
Фриц фон Нармо
Но мог бы быть великим. Были шансы.
Вполне возможно, задатки были.
Кстати, вы не читали Волконского "Гамлет XIX века"?
02.09.2008 в 23:45

Кстати, я даже знаю, над чем посмеяться от души. У меня есть две таких книжки: русская и американская. Если сравнить там состав этой сотни... :D
Завтра выложу, если будет время.
02.09.2008 в 23:49

Дама, приятная во всех отношениях
Artemiz
:gigi: Слушай, а хотелось бы посмотреть. И заодно глянуть, кого же ни те, ни другие не включили.
Интересно, и много ли там американцев... особенно таких, которые воевали где-нибудь кроме собственных внутренних войн.
03.09.2008 в 00:00

kate-kapella там 17(!) американцев
причем, Вашингтон назван первым полководцем всех времен и народов
03.09.2008 в 00:10

Дама, приятная во всех отношениях
Artemiz
И почему я не удивлена?
Хотя нет, я удивлена, я ожидала величайшим полководцем... ну Гранта, что ли. Вашингтон безусловно великий человек, но чтобы великий полководец...
03.09.2008 в 00:17

тварь, воспитанная книгами
Artemiz Чем вообще интересно отношение Суворова к пугачевщине, так это тем, что во всех других случаях Суворов относился к противнику гораздо уважительнее и гуманнее. Так что вот он кто главгад по-суворовски. В принципе, совершенно закономерно, если не пытаться натянуть на Суворова шкуру из чуждой идеологии.
А натягивание "чужой идеологии" больше всего и вредит историческим героям. Потому что вместо живых, талантливых, неординарных людей появляются манекены, куколки с лубочных картинок.
За статью спасибо!
03.09.2008 в 00:18

kate-kapella, ну тов. М.Л. Лэнг думал-думал, как бы рассортировать полководцев. И придумал! По вкладу в историю. Таким образом у него затесались в великие полководцы, что тоже оригинально, например, Клаузевиц и Жомини. А Вашингтону соответственно ура за независимость США.
(Хотя я бы по такому принципу, наверное, начала с Гитлера)
Дурацкий все же принцип оценки именно полководцев... - не специфичный к военному делу.
Хотя сравнивать Наполеона с Цезарем, например, вообще задача дико неблагодарная, с какой точки зрения ни возьмись... И зачем только автору понадобилось ранжировать народ? :D
03.09.2008 в 00:23

Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
kate-kapella нет, но спасибо за рекомендацию.

Надеюсь, американцы не забыли Гудериана и Жукова?
Если забыли - ничего удивительного.
03.09.2008 в 00:28

Дама, приятная во всех отношениях
Artemiz
Клаузевиц и Жомини
:buh:
И зачем только автору понадобилось ранжировать народ?
Как зачем? Чтобы поставить на первое место Вашингтона:))

Фриц фон Нармо
Волконского вообще рекомендую. Незаслуженно забытый в советские времена автор. Но в 90-е его несколько раз издавали. Еще "Мальтийскую цепь" у него же советую, там тоже про Павла есть. Он Павла особенно любил, хотя в принципе обо всех императорах писал либо хорошо, либо ничего:)
03.09.2008 в 09:22

Искатель @сокровищ
Ваш пост добавлен в Best of @Diary.ru и участвует в Конкурсе на лучшую запись недели.
03.09.2008 в 10:47

Я дура-мне есть, что вспомнить
Artemiz
но про №1 и №4 гарантирую, что их можно встретить в доброй половине статей о Суворове
А ведь такие грубые ляпы.. :small:
03.09.2008 в 13:42

Wein, Weiber, Waffen
Павел вообще был великий человек.
Вот только был большим спасителем Европы от гидры революции. Что интересно - абсолютно задарма, рыцарь фигов :)

А вот Павел все-таки законный монарх XVIII века, когда убить монарха - жуткое преступление.
Не такая уж и абсолютная была монархия в России - без одобрения со стороны влиятельных дворянских фамилий не то, чтобы очень развернутся. А Павел своими полезными (без кавычек) нововведениями обидел привыкшую к вольнице гвардию, где эти самые товарищи и служили.

Ему бы вообще стоило разогнать эту гвардию куда подальше и набрать новую из верных армейских полков :)