Если совсем нет представления, что такое война За испанское наследство, то идем, например, сюда
www.europa.km.ru/history/war5.htm , и читаем маленькую статью. Хотя, в принципе, можно запросто обойтись и без этого
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Здесь речь пойдет о первых кампаниях этой войны, которые местами очень комичны. Ну... при некотором цинизме по отношению к такому не комичному действу, как война.
1700 год.
Для Австрии все начиналось «как всегда» - то есть бестолково. Король Испании умер, трон завещал французскому наследнику, Король-Солнце при том здорово обнаглел в духе «нет больше Пиренеев», Европа начинает потихоньку оживляться и злобствовать...
В общем, надо что-то делать.
В казне пусто, армия не готова, дипломатия еще не расшевелилась, союзники-англичане тянут резину... Но всем ясно, что войне с Францией быть.
Евгений Савойский, которые в это время уже фельдмаршал, главнокомандующий и европейская знаменитость, но еще очень далек от того, чтобы стать «некоронованным императором», пытается убедить императора коронованного Леопольда I, что надо сначала начать войну, а потом уже договариваться с союзниками. В лучших наполеоновских традициях: «Ввяжемся в бой, а там посмотрим!» Уговаривать пришлось долго. Ну не чтил император наполеоновского духа.
А французы между тем тоже прекрасно знают, что войне быть. И их армия готова, всегда готова, в отличие от некоторых. Французы быстренько занимают Италию, занимают перевалы в Альпах...
Почему все началось с Италии? Во-первых, у Испании, Австрии и Франции вообще была многовековая дурная привычка лезть в итальянские дела. Во-вторых, из Италии французам можно спланировать наступление на север, что уже совсем неприятно для Австрии.
Так что Французы не спят.
Начнем с главгероя. Красавец при полной парадности и модном прикиде под рыцарство. (осторожно, здоровая дура - цветной портрет весит 3 метра)Когда Австрия, наконец, изготовилась к войне, можно было уже не торопиться. Все равно все преимущества упущены.
читать дальшеО французском командовании Евгений Савойский в шутку сказал: «Если будет Виллеруа, я его разобью. Если Вандом, то мы с ним сразимся. Если Катина, то он меня разобьет.» Оказался Катина. Старый знакомец принца Евгения, которого тот на горьком опыте научился уважать в 1690-1696 гг. Под началом Катина 50 тыс. человек.
Австрийцы (точнее, имперцы, т.к. армия состоит не только из австрийцев, но и из отрядов из разных немецких княжеств) могут еще долго любоваться на снежок в Альпах, украшенный по всем проходимым дорогам французскими пушками.
Леопольд I в марте 1701 подсунул Евгению Савойскому кое-как укомлектованные 32 тыс. солдат под лозунгом: «Не подведи уж теперь». Сколько непечатного было в мыслях у принца Евгения по этому поводу, науке неизвестно. Может быть, он даже взялся за дело, пылая верноподданнической признательностью, но это вряд ли - он все-таки был слишком прагматичная натура для того, чтобы греться идеей о повторении подвигов Ганнибала...
А пришлось заняться подвигами.
Делая вид, что собирается атаковать в лоб в ущелье Риволи, Евгений Савойский начал тайно прокладывать дорогу в диких Триентских Альпах, где до тех пор не проходила ни одна армия. И вообще по местной легенде в этих местах никогда не проходила ни телега, ни даже лошадь. В постройке дороги помогали тирольские добровольцы. Причем, помогали за «спасибо». И даже ни один не донес французам, что у тех под боком уже не первый день творится о-ей-ей. Энтузиазм прямо-таки странный для очередной династической войнушки, до которой народу мало дела. 26 мая ганнибаловский марш начался. А 30 мая маршал Катина получил большой сюрприз в виде врага, которого ждал совсем-совсем в другом месте.
Дальнейший маневр принца Евгения по канонам тактики 18 века напрашивается сам собой - заставить французов отступать, угрожая их коммуникациям, для чего положение чудесно. Но Евгению Савойскому этого мало - он хочет разбить превосходящую французскую армию. Наступая то туда, то сюда, Евгений заставил Катина гадать, куда же он двинется и рассредоточить силы. В результате при Карпи Евгений Савойский, получив временное численное преимущество, бросился в атаку и нанес французам поражение. Катина остановил отступление, похожее на бегство, только под Миланом.
![](http://s59.radikal.ru/i164/0808/41/db0bc99a99bft.jpg)
А вот это ближе к реальности. Евгений Савойский без парика и в простом белом кафтане, как он выглядел в походах. Для полного соответствия правде жизни не хватает кирасы - единственного, что к тому времени еще носили из доспеха. На Евгении Савойском она должна быть готичного вида - вся черненькая. Хотя... я не права - если присмотреться, то кираса там есть, только она под кафтаном.
Памятник в Вене - еще одно изображение без парика
К своему несчастью, Катина был хороший военачальник, но плохой царедворец и безродный выскочка в глазах его коллег-аристократов. Происходящее его враги при дворе использовали, чтобы лишить маршала командования.
На его место поставили Виллеруа. Вот тот, напротив, совсем напротив: друг детства Людовика XIV, льстивый придворный и в большем почете у мадам де Ментенон. При том он худший из всех полководцев Короля-Солнце. И едет он с инструкциями действовать решительно, чтобы выбросить врага из Италии. Виллеруа едет добывать легкие лавры. И уж, конечно, не подозревает, что он просто находка для врага. В конце августа эта находка берет под командование армию, расположенную теперь стараниями имперцев на западном берегу реки Ольо. Виллеруа форсирует Ольо и идет в наступление.
Шпионы Австрии работают хорошо, поэтому принц Евгений знает, что его идут непременно атаковать, и методично окапывается около Кьяри. Виллеруа даже доволен - враг слаб и боится, как он это охарактеризовал в донесении королю. В довершении ко всему, когда французы 1 сентября подходят к Кьяри их встречают пустые валы и рвы… при том, что враг вроде как точно тут...
Кто-то другой мог бы засомневаться. Виллеруа скомандовал «вперед!». В итоге залегшие за укреплениями имперцы вылезли в последний момент и дали залп в упор. У французов потеряно 2 тыс., у имперцев 27 человек, французы от неожиданности побежали.
Ну что тут сказать, конечно, для XVIII века встречать врага на пузе в грязи это ужасно некрасиво. Зато сработало.
Виллеруа, впав в уныние, приказал отступить, а через два месяца, постоянно тревожимый кавалерией врага, убрался обратно на западный берег Ольо.
![](http://s52.radikal.ru/i136/0808/6d/d196645d914ct.jpg)
Николя Катина.
Тащим пушки через горы... интересно, а кто этот рыжий мужик на первом плане? что-то на принца Евгения не очень похож...
Все это производит большое влияние на колеблющихся итальянских князей, которые один за другим заключают союз с императором. Что очень кстати, т.к. имперской армии в Италии приходится туговато: учитывая способ ее проникновения в страну, ясное дело, у нее нет никаких складов, а на подножном корму избалованным пятимаршевой системой Лувуа солдатам живется тяжко.
Даже герцог Виктор-Амадей Савойский (дальний родственник принца Евгения и на тот момент самый влиятельный князек в Италии) подумывает, как бы ему половчее предать назойливого французского союзника. Впрочем, у него вообще было что-то сродни хобби предавать союзников, как он показал в прошлую войну и еще покажет в эту. Зато станет королем Обеих Сицилий, а его потомки и королями всей Италии.
Что такое пятимаршевая система Лувуа? Вещь важная для понимания войны XVIII века, поэтому рассказываю вкратце. У армии есть укрепленный магазин - т.е. склад продовольствия. В трех переходах от него устраивается хлебопекарня. Телег для муки/хлеба в обозе столько (по 1 на 100 чел), что армия может отойти от хлебопекарни на 2 перехода. Ну в крайнем случае - с большими перебоями - на 4. Все время между магазином и пекарней, между пекарней и армией курсируют телеги. Аналогично дело обстоит с фуражом и боеприпасами, что увеличивает обоз до 5 телег на 100 человек. Все это дело также непрерывно курсирует по дорогам туда-обратно. Дневной переход в среднем километров 10.
А теперь представьте себе армию, которая тащит за собой весь этот хвост, да еще и прочно сидит на привязи у магазина посредством коммуникаций, которые враг стремится нарушить. А за врагом в свою очередь тянется такой же точно уязвимый хвост-поводок.
Альтернатива всему этому веселью, увы, вести маленькую армию или начинать кампанию только в середине лета, т.к. раньше под ногами есть нечего. Потому магазинное довольствование всеми признано прогрессивным методом, а чтобы сделать эту штуковину из пятимаршевой хотя бы десятимаршевой никаких телег и лошадей не хватит, да и хлеб по жаре столько не хранится.
Прибавьте к этому, что война сер.17-кон.18 веков ведется не на уничтожение военной силы, а на занятие территорнии, для чего лучшим средством считается маневр (то есть угроза коммуникациям и магазинам), а не бой, что война ведется не на уничтожение/выживание, а на достижение преимущества на мирных переговорах... И получится полная картина всей той прелести войны в кружевах, которая могла безрезультатно тянуться десятилетиями.
Армии в Италии стоят на зимних квартирах. На прочих фронтах война еще не началась, и англичане все еще тянут резину, надеясь принудить Людовика XIV поумерить аппетиты мирным путем. В Вене во всю злобствуют придворные враги принца Евгения, так что тот вынужден от греха подальше безвылазно сидеть при бездействующей армии.
Скукотища...
Тут-то Евгений и решился на роковой шаг.
В Кремоне, где расположена ставка Виллеруа и часть французских зимних квартир, нашелся австрийский шпион, аббат Казоли, который указал на заброшенный акведук.
Мрачной ночью с 31 января на 1 февраля 1702 года 4 тысячи имперских солдат (поровну пехоты и кавалерии) во главе с самим принцем Евгением под ледяным проливным дождем незаметно подходят к Кремоне. Небольшой отряд пробирается по тому самому акведуку и открывает ворота, куда галопом вламывается кавалерия, а затем и входит пехота. Среди ошалевших и вообще ничего не понявших французов поднимается паника, которая позволяет малочисленным имперцам овладеть городом за исключением цитадели.
Виллеруа был разбужен криками: «Имперцы в городе!» - и далеко убежать не успел, тут же полуодетым попав в плен.
Днем принц Евгений скомандовал отступление. Пока французы не поняли, что тут на самом деле происходит, и не навалились всей подавляющей численностью.
![](http://s49.radikal.ru/i125/0808/43/70f4e62d6448t.jpg)
Франсуа де Невиль, герцог Виллеруа - грациозный тип)))
Аллегорично о Кремоне - и когда я научусь читать все эти знаки и намеки, окружающие собственно действо...
История эта, несмотря на свой откровенно пиратский почерк, а может, благодаря ему, развеселила всю Европу. Особенно развеселились простые англичане, среди которых принц Евгений стал очень популярной личностью. В отличие от собственного медлительного правительства.
Но больше всех были довольны… ни за что не отгадаете – французские солдаты. Уж очень их достал спесивый дурак Виллеруа. К тому же, раз имперцы не взяли цитадель и сбежали на следующий день, французы смогли тоже почувствовать себя победителями.
Песенка тех времен:
«Французы, воздадим хвалу Беллоне;
Удача в руки нам с Небес упала:
Мы удержались под огнем в Кремоне,
Избавившись к тому ж от генерала!»
Почему это был роковой шаг принца Евгения?
А потому что вместо Виллеруа Людовик XIV, озлобленный пленением своего любимца и вообще особо вопиющей наглостью Кремонского дела, прислал герцога Вандома с приличными подкреплениями. Игрушки кончились, клоуны чертовы!
Маршал Вандом - потомок Генриха IV и двоюродный брат Евгения Савойского по женской линии. Тип гениальный, но жутко ленивый, что отчасти спасает его врагов. Но только отчасти, потому что периодически на него нападают приступы энергичности. Для полноты портрета герцог Вандом фантастически неряшлив, дерзок, невежлив, и при том нагло откровенен в своих гомосексуальных пристрастиях. Армия при нем мародерствует и веселится, но непостижимым образом не теряет боеспособности. Солдаты обожают своего командира.
![](http://s57.radikal.ru/i155/0808/3b/d2ec96fe382ct.jpg)
Еще маршал Виллеруа - все-таки красавец! не зря же мадам де Ментенон в нем что-то нашла...
Второй - его более успешный коллега Луи-Жозеф де Бурбон, герцог Вандом.
У Евгения Савойского начинаются большие проблемы в виде превосходящего противника под командованием отличного маршала. К тому же с финансами в Австрии все хуже и хуже, и это чувствуется на снабжении армии.
Французы наступают. Пока дело ограничивается маневрами, но как-то все тревожно...
И это в то время, как принц Евгений в сотый раз пишет в Вену очередной SOS: «Пришлите людей и денег!» К тому же он сам в неподходящий момент тяжело заболел.
Англия наконец-то вступила в войну, но на итальянском фронте это мало помогает.
Виллеруа быстренько выпустили из плена в надежде на очередную добрую службу врагам Франции, но вернется он уже на северный фронт, так что в Италии от этого опять же никакого толку. (Зато герцогу Мальборо в Нидерландах – красота!)
С отчаяния принц Евгений решился на уже совсем нерыцарственный ход, который по понятиям его времени просто не лезет ни в какие рамки приличия. Зато по нашему времени вполне логичен.
Если получилось устранить Виллеруа, то почему бы не поступить так же с Вандомом? Благо, на того нашел очередной приступ лени, и французский маршал днями не встает с кровати в уютном домике в Ривальто на берегу реки. Домик расположен несколько на отшибе французских позиций.
Одной живописной южной ночью по реке поднимаются 12 лодок с австрийскими солдатами и пристают к берегу рядом со ставкой Вандома. Офицер-австриец нагло зовет часового-француза, прикидываясь его соотечественником и говоря, что привез раненых, которых надо срочно выгрузить. Французы подбегают один за другим за «раненными товарищами» и тихо находят свою смерть... Но произошла осечка! Один австрийский солдат пустил в ход ружье, видимо спасая шкуру от неудачи со шпагой. Выстрел переполошил французов, и неудачливым налетчикам осталось только быстренько обратиться в бегство.
![](http://s41.radikal.ru/i094/0808/0c/1bb654d42b45t.jpg)
Герцог Вандом в энергичном варианте.
Физиономия, подписанная, как физиономия Вандома (1654-1712), что заставляет думать, что это то, что надо. Но вид физиономии, прически и воротничка как-то не вписывается в хронологию... В общем, я в раздумьях, признать ли это нужным Вандомом)))
Кстати говоря, что вообще забавно в Евгении Савойском, так это то, что он сочетает фирменные, так сказать, честность и прямоту в личной жизни и даже политике со множеством вот таких выходок на войне. То он уверяет врага, что получит подкрепления, которых и в помине нет, то выбирается ночью в атаку, то приказывает своим музыкантам играть французский сигнал к отступлению, то устраивает сражения с перевернутым фронтом (т.е. французы на востоке, имперцы на западе)... Его враги во всю клеймят его как раз за такие моменты, уверяя, что это позорище для имперского орла и вообще черт-те что такое...
Герцог Вандом, разбуженный перестрелкой, был здорово шокирован подлой выходкой со стороны кузена-противника и тут же, как по мановению волшебной палочки, забыл о лени, собираясь на наглый демарш ответить «по-нашему»!
Французская армия двинулась в решительное наступление. Евгений Савойский, которому теперь пришлось совсем тяжко, решил удивить французов единственным оставшимся методом – атаковать первым. Сражение состоялось при Люччаре, оказавшись упорным, кровопролитным и бесплодным. Поле битвы осталось за имперцами, но французы понесли меньше потерь и оставаясь превосходящей силой в Италии через некоторое время снова перешли к наступательным маневрам. В общем, обе стороны назвали это своей победой. Что интересно, поздравление с победой при Луччаре было первым письмом от герцога Мальборо, с которого началась дружба двух полководцев.
![](http://s44.radikal.ru/i104/0808/c7/2dcfb893cf50t.jpg)
Ну и заканчивая между делом поднявшуюся тему Евгения Савойского и прически: судя по корням волос и гладкости прядей можно предположить, что паричок отсутствует и здесь, но уж слишком велик объем шевелюры за спиной... Видимо, подхалимаж художника.
Кампания закончилась в общем-то ничем. Французы больше не рвались в атаку, и погоняв друг-друга в ленивых маневрах, армии встали на зимние квартиры.
По политическим причинам так вышло, что в Италию Евгений Савойский вернется только в 1705-1706 гг, чтобы решительно выгнать оттуда французов, но это уже следующая история - скорее героическая, чем комическая.
А что за белые пятна?
Супер! По этой теме я знала "кое-что". Теперь на это наложился материал и стало все на свои определенные места.
Кстати - зря они так пренебрежительно относились к "военным хитростям". Конечно, понимаю, что там многие родственники - но благодаря таким манёврам и выигрываются воины, на которых, кстати, гибнуть люди.
Игрушки кончились, клоуны чертовы!
Читаю - и действительно, создаётся такое ощущение, что порой аристократы в "солдатиков" играли.
Ну, в принципе «война в кружевах» больше всех прочих похожа на игру в солдатиков. Набрал король кучу отребья, какое меньше полезно в экономике, одел в красивые мундиры, вымуштровал, послал из-под палки воевать за что-то такое тонкое, чего этому отребью и не понять, и не надо даром.
И военные хитрости, как ни странно, долгое время были не в почете. Даже не из-за того, что все родственники, а потому что все благородные аристократы и вчерашние рыцари, которые привыкли сначала говорить «обернитесь, сударь», а потом уже наносить удар.
да там даже круче было - приблизится на расстояние выстрела,снять шляпу,поклонится и сказать - господа приглашаю вас открыть огонь первыми.