Идея не моя - взято у Н. МакУилльямс, психотерапевта, из книги «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе».

Итак мы имеем дело с весьма проблематичной в общении личностью, которая, кажется, получает удовольствие от страданий и заодно жаждет мучить окружающих - настолько эта личность настроена на поражение, действует как будто себе во вред, ищет внимания и воспринимает в штыки любые попытки не подставить жилетку или разобраться с ее проблемами за нее, а научить ее саму с ними справляться.
Если мы не можем решить проблемы общения с данной личностью прекращением всякого общения с ней, либо отправкой оной к профессиональному психотерапевту, то как-то поправить дело поможет следующее знание.

1. Что у них в голове.

1.1. Им не нравится страдать.
Они это делают потому, что читать дальше

@темы: флуд, статьи - мое

Комментарии
15.08.2013 в 19:59

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Отличный текст))). Как стродалец одобряю ;-). Про корыстный интерес вообще очень здорово. Потащу-ка, с твоего позволения.
16.08.2013 в 06:25

Kriemhild von Tronege,
Тащи, не жалко))) Правда, во-первых, самодиагностика сомнительна, потому что человек в силу специфической картины мира может так же специфически интерпретировать свой характер, и чем больше искажена картина мира, тем больше искажено представление о характере (вплоть до приписывания себе прямо противоположных качеств), во-вторых, даже в случае верной самодиагностики быть самому себе психотерапевтом - штука почти безнадежная. :)
У меня вот, предположительно, шизоидный характер - так мне чтение соответствующей литературы интересно для самопознания, но не то что не помогает стать человеконормальнее, даже не вселяет желания перестать быть шизоидом, а как-то, напротив, подогревает самодовольство. При этом не исключено, что я, кто-то, кто только думает о себе, что он шизоид.
16.08.2013 в 07:58

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, потащила, и мне первым делом сказали, что я на самом деле люблю страдать :-(. Удалила запись нафиг...Наверное запощу обратно или ссылочку себе кину, чтоб было.

О своём характере я лично вообще не имею представления — ну, знаю, например, что эмоциональная, ранимая, например, а так... всё время преследует чувство, что у меня нет личности. Но про ряд своих надстроек и искривлений знаю. И кто, кроме себя-то самого, поможет... ведь ни один человек в здравом уме возиться с, например, страдальцем из твоего поста не будет. Слишком много пьёт крови.
16.08.2013 в 09:25

Kriemhild von Tronege,
Чувство, что нет личности, это, кстати, относится к нарциссическому характеру. (Хотя я не думаю, что это про тебя, я вообще про тебя в этом плане ничего не думаю - я не психотерапевт, да и они по сетевому общению диагностировать не умеют.) И, кстати, нарциссы - куда более жрущие чужие нервы ребята, чем мазохисты.

У нарциссической личности есть представление, что она кем-то должна быть, но нет представления, кто она есть, нет самоуважения, есть постоянный стыд, который компенсируется требованием внимания и поиском подтверждения своего соответствия со стороны. Развивается такая штука, когда родители забыли спросить своего ребенка, чего он хочет сам, а сказали ему: "Ты будешь вот этим и порадуешь нас твоими успехами". Нарциссы никого не любят - только используют для получения подтверждения своей успешности. По поведению бывает грандиозного и депрессивного типов. Грандиозный надеется, что он соответствует, и гордо выпячивает себя, при этом все равно крайне раним и нетерпим к критике. Депрессивный в ужасе от своего несоответствия, еще более раним, но отчаянно выпячивается со своими страданиями - а вдруг кто-нибудь ему скажет, что он соответствует?

Разница между моральным мазохистом и депрессивным нарциссом со стороны довольно тонка. Нужно хорошее эмпатическое чутье, чтобы ощутить, что первый смотрит на вас как на бога и хочет от вас любви, а второй смотрит с завистью и хочет вашего восхищения.

Что касается общения в здравом уме, то вот не надо тут ориентироваться на мои реакции на оный тип. :) Я психически больна тем, что держусь на дистанции от средне-далекой до космической вообще от всех людей. :D И могу для абсолютно любого типа расписать, за что мне захочется от него убежать.
16.08.2013 в 10:41

Кстати, архиважный момент. Если кто-то считает свою специфическую черту характера проблемой, а не адекватным ответом на обстоятельства, значит он находится в относительно здоровой области соответствующего психопатического континуума. Т.е. истинный стрОдалец не в курсе, что он много страдает не по делу. Он уверен, что он все делает правильно.
16.08.2013 в 17:34

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, ух, да, ты описала меня, и описала ужасное чудовище. :facepalm: Никогда не любила быть собой, а теперь как-то совсем весело.))) А что пишут книжки, это как-то поправимо?

А, ну да, осознание того, что нечто не в порядке — типа первый шаг. Но вот что потом-то делать...
17.08.2013 в 15:08

Kriemhild von Tronege,
Так, вот без лишнего энтузиазма, пожалуйста! А то кто-то тут уже на второй тип характера (между прочим, весьма отличный от первого по самовосприятию, устремлениям и способам защитного преломления реальности) говорит, что это точно про него. Есть, кстати, еще такой тип психики - депрессивная называется - которая весь свой гнев перенаправляет на себя. В особо тяжелых случаях депрессивного неадеквата (соответствующиего примерно тому уровню неадеквата, на котором, например, параноидной личности мерещится, что ее всюду преследуют соседи со зловредными излучателями, жиды, пидорасы, КГБ, ФСБ, ФБР, террористы и инопланетяне) верит, что самоубившись, спасет мир от вообще всего-всего зла, что в нем есть. В более мягком случае просто считает себя ужасно недостойным и обреченным быть оставленным как только кто-то узнает его истинную натуру, а, если кто-то вдруг все же проявляет симпатию, испытывает вину, что обманул этого прекрасного человека. При этом по факту они милейшие люди, занимающиеся тотальной благотворительностью. Бывают и такие. И еще много какие своеобразные личности.

Книжку писал психотерапевт. Психотерапевт говорит, что все более или менее поправимо с его, психотерапевта, участием за долгое время и за деньги. Я с этой кухней не знакома, так что прокомментировать не могу. :)
17.08.2013 в 15:31

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, я, честно говоря, сама не знаю, но нарциссическая личность выглядит более страшной и ужасной, и поэтому кажется более похожей на меня :lol: . Вообще же неспоособность любить — это мне знакомо.
Одно время я очень хотела покончить с собой и думала, что искуплю этим всё совершённое мной зло :) . Слава Богу, выбралась из этого, даже не нанеся себе никаких повреждений, кроме пары шишек.

В более мягком случае просто считает себя ужасно недостойным и обреченным быть оставленным как только кто-то узнает его истинную натуру, а, если кто-то вдруг все же проявляет симпатию, испытывает вину, что обманул этого прекрасного человека.
Было и такое. Но сейчас я не могу в себе никакой истинной натуры. Так что меня посетила счастливая мысль, что это просто этап на пути от тотальной ненависти к себе к более-менее сносному отношению)). Я сейчас более ревнива, что ли. Вот и напоминаю себе нарцисса — а то, внимания требую, чего-то хочу, вместо того, чтобы ныкаться в уголке и ненавидеть себя))).
Это как очень многие старики по возрасту становятся параноиками. Ситуативное и/или возрастное. Так моя бабушка в определённый период своей жизни была полностью неадекватна, в медицинском смысле слова (я не спец, но это было реально страшно))), а потом — куда бы что девалось, когда мы от неё сбежали.

поправимо с его, психотерапевта, участием за долгое время и за деньги
А, ну ещё бы! А вот как бы без психотерапевта, а, главное, не за деньги... если бы я тратилась на терапевта, я бы точно ушла в тотальную вину, кстати. Типа, ах, на какие-то свои дурацкие травмы трачу драгоценные деньги. Возможно, многие поэтому не идут.
18.08.2013 в 11:18

Kriemhild von Tronege,
Повторю еще разок, что самодиагностикой заниматься проблематично. Можно в себе та-а-акого разглядеть, сделав из мухи слона или, наоборот, муху из слона. Кстати, реально плохие люди обычно либо считают себя белыми и пушистыми (а я что - я ничего... они сами виноваты, что меня вынудили), либо гордятся своей аморальностью, считая совесть иллюзией для быдла.

Типа, ах, на какие-то свои дурацкие травмы трачу драгоценные деньги.
Между прочим, симптоматично звучит. Не уверена, правда, симптомом чего именно это является. Но, когда человека жаба душит не по принципу, «скольких других благ я буду лишен, потратившись на эту фигню, которая не факт, что так хороша, как можно подумать», а по принципу «мне неловко столько потратить на свои ничем иным, кроме желания, не оправданные нужды», мне это кажется реально странным. О_о Н-ну... сделай скидку на то, что я осознанием своего эгоизма не страдаю, а наслаждаюсь, поэтому возможно, такой подвид жабы душащей не так странен, как кажется мне)))
18.08.2013 в 11:55

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, ну да, а хорошие люди совестятся и считают себя плохими (или не совестятся и стремятся к ещё большему совершенству, если без тараканов), потому что Идеалы.

Но, когда человека жаба душит не по принципу, «скольких других благ я буду лишен, потратившись на эту фигню, которая не факт, что так хороша, как можно подумать», а по принципу «мне неловко столько потратить на свои ничем иным, кроме желания, не оправданные нужды», мне это кажется реально странным
На самом деле это действительно странно :). Типа, ужас. грешное удовольствие. В целом это не странно для нашей культуры — какие такие желания, когда главной ценностью является страдание, — но с точки зрения здоровой психики несколько...
Совсем бытовая вариация на тему: "я хочу вот это вкусное, но куплю овсянку и буду жрать её на воде, и даже не потому, что овсянка дешевле вкусняшки на два рубля, а потому, что нефиг доставлять себе удовольствие, когда ты в стеснённых обстоятельствах. Страдай!".
Ужасно, что это черта целой культуры О_О.
20.08.2013 в 09:36

Kriemhild von Tronege,
Не, ну одно дело стремиться к Идеалу. А другое - думать, что от тебя все в отвращении разбегутся, если ты не идеален.

Кстати, я сейчас себя веду антитерапевтично. :) Ну, я же и не записывалась в психотерапевты - я тут просто рассказываю об их методах. Так вот, рассказываю... Вместо того, чтобы показывать тебе, что я не чувствую ничего отталкивающего из-за того, что в тебе что-то там не супер, я тебе рассказываю, что ты извращенно заморачиваешься. Короче говоря, даю противоречивую в плане приятия/неприятия информацию. А товарищ терапевт пишет, что если человеку, который страдает ощущением своего несовершенства, дать двоякую информацию, то он живо воспримет ту часть послания, которая подтверждает его опасения.

На счет спасительных страданий и целой культуры... так это, ИМХО, побочный эффект христианства.
20.08.2013 в 18:08

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, А товарищ терапевт пишет, что если человеку, который страдает ощущением своего несовершенства, дать двоякую информацию, то он живо воспримет ту часть послания, которая подтверждает его опасения.
Да, конечно, потому что человек всегда выбирает то, что вписывается в его картину мира. Если я твёрдо знаю, что я дерьмо, я из твоего текста наверняка именно это и вытяну :)

я тебе рассказываю, что ты извращенно заморачиваешься.
У меня такое подозрение, что большинство таких запарок, как я, тоже знают, что не по делу заморачиваются, но что-то в голове щёлкает, и мысли идут на второй круг. Сила привычки, возможно.

На счет спасительных страданий и целой культуры... так это, ИМХО, побочный эффект христианства.
Это не имеет никакого отношения к христианству (даже противоречит ему, на самом деле), хотя вытянуть такую идею из него можно, если уже имеешь подобную схему в голове.Мне кажется, тут сказались нечеловеческие условия, в которых люди жили столетиями :).
20.08.2013 в 18:36

тварь, воспитанная книгами
На мой взгляд, тут точно проблема не в христианстве как таковом. В азиатских культурах, которые не христианские ну никак, такое тоже встречается. Просто... людям всегда хочется думать, что страдают они не просто так. И раз ничего сделать нельзя, изменить свою жизнь не получается, значит, страдание - это правильно, это необходимо.
21.08.2013 в 11:24

Kriemhild von Tronege, Огненный Тигр,
Хм... ну, может, и не в христианстве как таковом дело. Но, по-моему, религиозный подход подразумевает, что страдание для чего-то нужно нужно и впоследствии как-то вознаграждается. В противоположность атеистическому подходу, который предполагает, что страдание - случайное стечение обстоятельств, безо всяких обещаний компенсации.
А от идеи, что страдание - это не просто так, до идеи/ощущения, что его можно специально использовать, уже, по-моему, рукой подать. Ну да, в оригинале религиозной идеи такого, вроде бы, нет (вообще-то, я плохо знаю тонкости)...
21.08.2013 в 16:00

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, записные атеисты советской закалки хуже любых христиан оправдывают страдания. Ах, у неё муж алкоголик, бил её, с ножом бросался, а она двадцать лет с ним жила! Любила, о!
Скорее, свойство религиозного мышления — вообще видеть в событиях больший смысл и что-то из них выносить, делать выводы. Но дальше уже зависит от конкретных людей. А умный, бодрый наш народ рассказывал сказку, в которой бочка с золотом катится на двор богача, а не бедняка, и которую Христос (!) спрашивает (!!), почему, на что она отвечает: богачу, мол, маленько до ада осталось, а бедняку до рая. Пусть, мол, богач ещё порадуется, а бедняк ещё пострадает.

В оригинале Христос, скорее, проповедовал равноправие :lol: . Нормальных людей и всяких нищих-убогих, а также женщин, например. Но да, страдания имеют смысл, если ты, проходя через них, становишься мудрее, лучше понимаешь других. Если они тебя перерождают. В этом плане тот, кто страдал, действительно ближе к Богу и всё такое.
22.08.2013 в 08:04

Kriemhild von Tronege,
Ах, у неё муж алкоголик, бил её, с ножом бросался, а она двадцать лет с ним жила! Любила, о!
Ну, тут ни атеизм, ни религия, по-моему, не при чем: такое одинаково могут сказать и атеист, и верующий.

А вот, например, религиозный аскетизм. Что это такое, если не попытка специально причинить себе страдания, чтобы стать мудрее и ближе к богу?
22.08.2013 в 17:55

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, Ну, тут ни атеизм, ни религия, по-моему, не при чем: такое одинаково могут сказать и атеист, и верующий.
Да, я именно об этом. (Но, как правило, если это верующие, то довонль специфичные - впрочем, таких у нас большинство).

А вот, например, религиозный аскетизм. Что это такое, если не попытка специально причинить себе страдания, чтобы стать мудрее и ближе к богу?
Нет, аскетизм это не страдания. Это попытка не быть рабом вещного мира. Вроде как бросить курить :)
23.08.2013 в 07:50

Kriemhild von Tronege,
Да, я именно об этом.
Но мы начинали немножко не с этого. :) Атеист, который скажет, что терпеть семейный ад значит испытывать большую любовь, не добавит потом, что и любовь, и испытание были не просто так. Он скажет, что даме в одном повезло, а в другом не повезло.

Не, ну курение - зависимость сродни наркомании. А вот на счет «вещного мира»... Доступны его удовольствия - радуемся, не доступны - перебьемся. Рабство? Э-э? Избегание мне кажется чрезмерной мерой. Ну как будто бы тщательно завуалированным признанием, что на самом деле нам хочется этого больше, чем радостей духовного мира, поэтому мы опасаемся, что забьем на духовное, если предадимся плотскому, и избегаем, избегаем, избегаем. Но что, если нам нравится как раз избегать и чувствовать себя стойко переносящими лишения?
23.08.2013 в 09:02

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Artemiz, ну да, я что-то увлеклась. :) Впрочем, последовательных атеистов мало, по крайней мере, знакомые мне видят какие-то смыслы... большинство людей не будет думать "не повезло", а выведет, что одна дама вела себя не так, а другая - правильно.

Доступны его удовольствия - радуемся, не доступны - перебьемся.
Ой нет, далеко не все так думают :)
Ведь многие люди именно рабы вещей и удовольствий. Впрочем, это всё очень конкретно, для каждого человека по-своему. Аскеза кому-то нужна, кому-то нет и пр.
23.08.2013 в 09:35

Kriemhild von Tronege,
а выведет, что одна дама вела себя не так, а другая - правильно
Ну да, то, что с нами случается - не только обстоятельства, но и наш выбор. Свободу выбора (который, в отличие от обстоятельств, может быть правильный или нет) вроде как признают все. А к обстоятельствам относятся по-разному.
12.12.2013 в 13:45

Зануда и тормоз
Artemiz,
Спасибо,
очень познавательно и поучительно ))