Читаю я книжечку по психологии и вдруг понимаю, что чего-то не понимаю...
Нет, я отлично понимаю, что между гневом и раздражением есть разница. С рациональной точки зрения. Но разве с точки зрения эмоций и только эмоций их можно отличить друг от друга?
Нет, я отлично понимаю, что между гневом и раздражением есть разница. С рациональной точки зрения. Но разве с точки зрения эмоций и только эмоций их можно отличить друг от друга?
Вопрос: Можно?
1. Да | 33 | (94.29%) | |
2. Нет | 2 | (5.71%) | |
Всего: | 35 |
Имхо, конечно.
Flavia,
Хм... мне, конечно, сложно описать, как именно я чувствую... Но я в обоих случаях чувствую что-то взрывное. Только в одном случае я думаю, что ситуация несерьезная, а в другом думаю, что серьезная.
Квадрик,
Задумалась об интенсивности... Ну да, бывает злость (скажу "злость", чтобы в не путаться, кто тут гнев, а кто раздражение), которая вспыхивает и проходит, а бывает долгоиграющая, чтоб ее, как рекламная батарейка "Энерджайзер". Но можно ли эту разницу почувствовать в процессе переживания, а не осмыслить по окончании?
Гнев - намного более сильное чувство, и сопряжённое с желанием действовать.
Вы меня еще больше озадачили. Определенно, я в любом случае испытываю желание действовать. Я могу это желание рационально подавить, но это же не значит, что мне что-то доставляет дискомфорт, а я не испытываю желания УБРАТЬ ЭТО НАФИГ. Больше того, мне кажется, что это желание (как острое иррациональное переживание) и есть эмоция, а нет такого желания - нет эмоции.... Что же останется-то, если его убрать?
Подумала, повспоминала свои ощущения по тому или иному поводу... нет, не могу припомнить такого, чтобы у меня что-то вызывало эмоциональную реакцию - т.е. возбуждение, а не холодное наблюдение факта - и при том не давало никакого импульса к действию. Воображение в тупике...
Гнев, а не тщательно раздутое раздражение в повседневной жизни люди испытывают очень редко.
Кстати, да, есть такая вероятность, что я никогда не испытывала гнева - только раздутое раздражение - и поэтому до меня не доходит. Это перекликается с одним из моих главных затруднений в общении. Когда я испытываю какие-то негативные эмоции, меня всегда легко от них отвлечь, условно говоря чайком, и я всегда буду рада, если мне кто-то вовремя подсунет "чаек". А вот когда я пытаюсь проделать аналогичную штуку с кем-то другим, я обычно получаю прямо противоположный эффект. До сих пор не могу понять, то ли я делаю что-то вообще не то, то ли просто ошибаюсь в тонкостях исполнения.
Но ведь бывают люди, которые не совершают под влиянием раздражения ничего такого, для чего им пришлось бы искать оправданий, но все равно неприязненно реагируют на попытку перенастроить их на что-нибудь другое. Им нравится фантазировать, как они это черное дело совершат, и они хотят пофантазировать вместе?
Не исключено — и чтоб непременно эти фантазии были легитимные, а раздражение их как бы оправдывает.
Люди, особенно женщины, часто поступают очень непрактичным образом: сначала они не проявляют раздражение на окружающих и тем более не позволяют его выразить непосредственно по факту и виновнику, потому что хотят поддерживать образ и репутацию вежливых, милых, конформных, а потом в каком-нибудь случае раздувают в себе раздражение до бешенства, чтобы сказать «невиноватая я и не отвечаю за все, что произошло, ибо меня ВЗБЕСИЛО»
Если я на что-то отвлеку свое внимание от причины раздражения, то мне уже не удастся потом вернуться к первоначальному раздражению, если только я не сумею найти новую ранее незамеченную сторону происшедшего, которая подкинет мне свеженького раздражения.
Ну, например, сперли кошелек - я разозлилась. Что-то или кто-то меня отвлекает от цепочки размышлений о ценности потерянных денег и времени на возню с блокировкой карточки - я перестала злиться. Возвращаюсь к размышлению об упущенном потенциале украденной ценности - уже так не цепляет, теперь я и без посторонней помощи переключу внимание на что-то более интересное. Захожу в магазин за новым кошельком, а там нет модели не хуже старой - о-па, я снова зла. Но вряд ли у меня получилось бы разозлиться без дополнительного гаденького момента. Вопрос: как они - вот те "марсиане", которые могут законсервировать и сохранить раздражение - это делают?
Причем мне не доставляет никакого удовольствия испытывать раздражение, когда его невозможно реализовать - гада, который спер кошелек не видно, а, если его поймают, я к тому времени уже остыну и мне не захочется бить ему морду, да и, даже, если бы хотелось, то нельзя - суд, цивилизация и все такое. А раз злиться не прикольно, то я только за то, чтобы мне помогли отвлечься. Какая мне польза с того, что кто-то проникнется грандиозностью моего гнева и расчувствуется сам? Он мне поймает того гада, который у меня спер кошелек? О, ну тогда, дайте мне двух таких сочувствующих! Но это вряд ли, что они на что-то такое способны.
Я тоже не знаю, как они консервируют это чувство и как его вообще можно сохранить. Иногда меня терзают подозрения, что у них это чувство точно так же растворяется, как у всех остальных, просто в какой-то момент они начинают припоминать все свои «стерпленные» обиды оптом, возбуждая и катализируя какое-то конкретное сиюминутное раздражение этими воспоминаниями.
Трудно чем-то иным объяснить, что вот отдавила ненароком человеку ногу — а он в бурном негодующем монологе рассказывает о том, что все люди сволочи и еще вот этот парашютист все падает и падает(с)
Я вот примерно как-то так же ощущаю и рассуждаю в отношении негодований и раздражений — если это целесообразно, верну его прямо по месту генерации, если нет, попытаюсь как можно скорее избавиться. Терпеть и копить не буду по-любому. Но всякие любители бурных страстей и вседозволенности на такое обычно говорят, что я робот и лицемерная бессердечная редиска, а они — настоящие люди с горячей кровью
Честно говоря, я ничего не имею против людей с долгоиграющими бурными эмоциями - они для меня марсиане, но марсиане интересные и веселые, меня к ним даже притягивает, и мне ни капли не жалко, что они переживают все эти бурные страсти, и не хочется заставить их быть как я. Ну да, я тоже вижу слабость в том, чтобы оправдывать какие-то свои поступки властью эмоций, но мне даже чем-то нравится это ощущение - я вижу насквозь слабости другого.
Однако, неплохое ощущение неплохим ощущением и интересные люди интересными людьми, а по факту я часто лажаю, общаясь с ними, что мне не нравится.