Встал вопрос материального поощрения и мотивации. Подкинули нам типа умную заграничную книжицу про систему премирования работников на основе кучи показателей. Читаем, ржем на пару с начальником. Не, мы как-нибудь лучше с прежней мотивацией проживем, чем внедрять это.
читать дальшеДля начала скажу, что переводить экономические книжки должен переводчик и экономист. За неимением такого - экономист с краткими курсами переводчика, но никак не переводчик с краткими курсами экономиста. Потому что, когда человек не понимает то, что он переводит, и не знает специфической терминологии, получается глупо.
А вот это уже претензия не к переводчику. Ребяткам, которые пишут экономические книжки, часто кажется, что рассчитать 5 коэффициентов как-то несолидно - надо 50. Пофиг, что следующие 45 уже не говорят ничего такого, что не сказали бы первые 5. И обязательно нужно после каждого коэффициента написать страничку пустопорожней болтовни. И картинки, картинки. И таблички. И не забыть в табличке указать рост и прирост отдельными столбцами. Ох как меня это злит. Позор для профессии, маразм, выпендреж, имитация работы, трата времени, порча бумаги.
В книжке очень много написано теоретического о том, что цели предприятия и цели его персонала должны совпадать. Однако на практике все получается не так. Как сказал мой начальник: "Бугага, если мне будут платить премию за вон ту, вот ту и вот эту фигню, так я это быстренько устрою, и премии мне будет завались, но предприятие через несколько лет загнется". А все потому - это уже не слова шефа, а флуд от меня - что все эти коэффициентики про финансовое состояние показывают защищенность предприятия, тогда как абсолютная защита и абсолютный успех - вещи разные. Это... ну как, допустим, на войне для защиты торгового флота создать такую плотность военных кораблей на торговых маршрутах, что это защитит каждый торговый корабль в каждой точке каждого маршрута, но разорит всю торговлю круче урона, который мог бы нанести противник. Короче, и без защиты никак, и гнаться за абсолютной защищенностью ни в коем случае не надо. Предприятию нужно не самое-самое надежное финансовое состояние и даже не самая-самая большая прибыль. Предприятию нужно доминирование на рынке (т.е. крутая продукция, крутая репутация, много клиентов) и перспективы роста при наличии некоторой прибыли и некоторой финансовой надежности. Это слишком творческая и нематериальная категория, чтобы вклад в нее отдельного работника можно было вот так просто подвести под систему коэффициентов. Но от сотрудника предприятию нужно, чтобы он работал на эту цель. А сотруднику от предприятия - чтобы именно максимально эффективная работа на эту цель приносила ему максимальную премию. Вот тогда их интересы совпадают. Вообще-то, по-моему, здесь нужно поменьше расчетов и побольше субъективной оценки начальника. Если нет, то покажите мне такую систему премирования, которая бы адекватно мотивировала работать, а не гнаться за красивым отчетом вопреки смыслу работы.
Ладно, про экономистов проехали. Читаем дальше про сбыт. Предлагается манагеров премировать помимо максимальных продаж и минимальной просроченной дебиторской задолженности (ну это вкратце, вообще-то там тоже 50 коэффициентов) по... комплексному коэффициенту удовлетворенности клиентов. Вам уже смешно? А, представьте себе, в банке, с которым мы постоянно работаем, недавно как раз что-то этакое ввели. Нам теперь звонит новенькая девица, говорит, что хочет оценить нашу удовлетворенность, и начинает зачитывать анкету в стопицот вопросов; сама при этом в практических моментах ничего, ясное дело, не понимает, так что говорить с ней о конкретных недостатках и пожеланиях смысла нет, да и анкета ее вообще не об этом, а о любви и жвачке. И девице еще и деньги платят за то, что мы злимся потере времени на ее звонки, а потом всем заводом ржем над банковским креативным менеджментом. Так и представляю себе, как бы у нас кто-то взялся ежемесячно обзванивать всех наших покупателей (магазины, магазинчики, киоски, прилавки, школы, сады, колонии, кафе, столовые, буфеты...) и опрашивать их, чем мы им полюбились и насколько им дороги. И все это для того, чтобы мотивировать коммерческий отдел.
Всегда привожу пример проще - лучше всего защищена информация на том компьютере, который отключен от всех сетей, заперт в несгораемом сейфе высокого класса защищенности, который, в свою очередь, охраняется вооруженным караулом. Использование этой информации в целях бизнеса получается несколько затруднительным.