Интересно, это отличительная черта советского музыковедения, или в современных учебниках тоже пишут что-то такое?
Вот, например, там написано, что самое крутое в творчестве композитора, это тырить музыку с народных песен и вводить в оперу побольше хоровых сцен, а те, композиторы, которые не «близки» к народу, это либо наивные детки, которые еще не постигли дао, либо извращенцы. А бельканто это, оказывается, тупая выпендрежная итальянская попса, тогда как в опере, которая true искусство, музыка обязана оставлять впечатление простоты и естественности.
Как мило.
Но, кстати, даже если предположить, что это не искусство, то виртуозность ради виртуозности это как минимум спорт, а не попса. А спорт (вообще любой, не только музыкальный) - это не банальное развлечение, это красота заоблачных вершин и величие духа, позволившего достигнуть, казалось бы, недостижимого. А величие духа это всегда прекрасно, независимо от наличия там искусства.
Впрочем, при наличии искусства оно прекраснее, не спорю.
читать дальше: кстати, а вот на эту «Гермиону», из которой отрывки, я сейчас облизываюсь, только качается, зараза, очень медленно...
Вот, например, там написано, что самое крутое в творчестве композитора, это тырить музыку с народных песен и вводить в оперу побольше хоровых сцен, а те, композиторы, которые не «близки» к народу, это либо наивные детки, которые еще не постигли дао, либо извращенцы. А бельканто это, оказывается, тупая выпендрежная итальянская попса, тогда как в опере, которая true искусство, музыка обязана оставлять впечатление простоты и естественности.
Как мило.

Но, кстати, даже если предположить, что это не искусство, то виртуозность ради виртуозности это как минимум спорт, а не попса. А спорт (вообще любой, не только музыкальный) - это не банальное развлечение, это красота заоблачных вершин и величие духа, позволившего достигнуть, казалось бы, недостижимого. А величие духа это всегда прекрасно, независимо от наличия там искусства.
Впрочем, при наличии искусства оно прекраснее, не спорю.
читать дальше: кстати, а вот на эту «Гермиону», из которой отрывки, я сейчас облизываюсь, только качается, зараза, очень медленно...
О детишках, не постигших дао, и извращенцах - просто в цитатник!
Я как-то даже порадовалась , и жить стало веселей
Отрыжка советской конъюнктурщины.
М-да, как все-таки вредно изучать музыку через призму научного коммунизма.
Vittoria, пожалуй, революционное выступление (хотя я бы сказала, скорее, отчаянное, сумбурное и злобное, чем гордое), но на счет смыслового центра это они круто придумали.
Kriemhild von Tronege,
Препод у нас, вроде бы, тоже таким не страдает (по крайней мере сама на уроке рассказывает без таких перлов) - только учебники в библиотеке старые, а препод как-то забывает акцентировать внимание на том, что оттуда надо разбор музыкальных полетов брать на веру выборочно.
Это кем надо быть, что терцет, где тенора все перебивают, принять за выступление Каварадосси.... Кстати, его же везде все перебивают
только учебники в библиотеке старые, а препод как-то забывает акцентировать внимание на том, что оттуда надо разбор музыкальных полетов брать на веру выборочно.
Ага, где на его "революционное выступление" всем плевать: Тоска визжит "Марио, молчи, молчи", Скарпиа орёт: "Я тебя повешу". Бедного тенора и не слышно-то порой, не считая двух первых криков.
Кстати, это где же его не слышно-то? Обычно тенор, насколько могу судить, считает, что это его сольный номер, и орёть во всю мочь.
Это кем надо быть, что терцет, где тенора все перебивают, принять за выступление Каварадосси....
А... вот в каком смысле выступление))) Ну тогда, да, вообще ни разу не выступление.
Обычно тенор, насколько могу судить, считает, что это его сольный номер, и орёть во всю мочь.
И это правильно, ИМХО. Мне еще кажется правильным, когда Каварадосси в этой сцене поет не пафосно глядя в верхний угол коврика на стенке, а очень конкретно для Скарпиа и с явно написанным на тенорской физиономии пожеланием сдохнуть. Потому что Витторья все-таки именно об этом.
Кстати, его же везде все перебивают
А первый акт?
Во втором акте было бы странно, если бы не перебивали. В конце третьего - тоже.
Arashi-opera,
Ага, где на его "революционное выступление" всем плевать
Не то, чтобы плевать - плевать это, если бы все под Витторию пили вино и посмеивались. Но впечатление Витториа на Тоску и Скарпиа производит явно не то, какое хотелось бы советским музыковедам.
Ну, остальных-то при это должно быть слышно
Он как Марио хочет сдохнуть
Игра кто кого перекричит... В большинстве случаев она, конечно, все только портит, но где-то звучит очень даже живо и правдоподобно. Вот тут, например. Или в «Турандот», когда сопрано с тенором начинают друг друга перекрикивать на фразе (не помню, как там точно по итальянски): загадок будет три - смерть (жизнь) одна.
Про перекрикивание - оно чисто технически плохо. В итоге слышно только ор тенора и иногда ввзвизги сопраны. Если Скарпиа сильный, его слышно тоже, но тенор выпячен вперёд - дирижёром, звукооператорам... Получается история вроде как с квинтетом "Мне страшно" - слышно только девушек, все остальные пропадают.
вроде как с квинтетом "Мне страшно"
А это что? «Свадьба Фигаро» что ли? Нет, вот там никого перекрикивать ни за что не надо.
Что касается перекрикивания в Виттории, это плохо для зрителя, который не знает, что там кто поет, и потому хочет расслышать слова. Но для актерской выразительности сцены это хорошо, потому что три человека в реальности не могут слаженным терцетом орать: «Палач!» - «Молчи!» - «Повешу!» - обязательно будет каждый стараться всех перекричать.
Насчет бельканто, конечно, перебор, но все же виртуозность ради виртуозности, как правильно было отмечено - это уже спорт, а не искусство. Хотя во времена кастратов это ценилось.
И про "Vittoria" - тоже не так глупо, если подумать! Ведь именно этой фразой Каварадосси подписывает себе смертный приговор. Ведь Скарпия уже готов отпустить его на все четыре стороны - художник ему не нужен, ему нужен Анджелотти. И тут этот мерзавец открывает свое истинное лицо: он против законных властей, он бунтовщик, он ждет Бонапартия! На виселицу его! По-моему, революционность налицо.
Что за мода пошла - огульно хаять все советское?
Огульно? Нет, я ругаю только за конкретные вещи, а не что угодно, раз оно советское.
Мне нравится и бельканто XIX века, и виртуозные барочные музыкальные ужастики для кастратов.
Я, кстати, ни разу не говорила, что петь Витторию было глупо со стороны Каварадосси. И я так считаю как раз потому, что думаю, что Скарпиа его уже все равно повесит/расстреляет. (Что это он его будет отпускать? - изменников надо вешать. А факт измены налицо.) Иначе имело бы смысл Витторию не петь, выйти на свободу и продолжить какую-нибудь важную и полезную деятельность.
Я говорила, что не звучит этот номер в этой опере как гордое выступление и смысловой центр второго акта. Во-первых, потому что это сумбурный слив эмоций, да еще и перебиваемый слушателями (вот явно не уделил композитор должного внимания), во-вторых, потому что опера-то вообще не политическая - политика там только фоном, а опера про частную жизнь людей, иначе весь третий акт или как минимум половину третьего акта Каварадосси бы думал о торжестве революции, а не о Тоске и прекрасных далях.
З.Ы. Сорри, пропустила комментарий Artemiz - там как раз всё прекрасно по этому поводу сказано