Как раз недавно я в обсуждении совсем другого кино жаловалась на то, что не видела ни одного фильма, где допетровская Россия не вызывала бы у меня острого приступа неприятия. Но вот, наконец, мне попалось долгожданное исключение - советский мини-сериал «Россия молодая».
Россия там, правда, как можно догадаться из названия, еще какая петровская. Поэтому отчасти все спасает дух распахнутого окна, борьбы и перемен. Но все равно действие по большей части происходит в архангельской глубинке, главные герои приобщением к европейскому окну не блещут. И, черт побери, наконец-то хоть кто-то смог снять фильм так, чтобы бородатые мужики и замотанные платками бабы не ужасали зашоренностью лиц, чтобы тяжелые круглые хоромы не выглядели темными и удушающими, чтобы вездесущие православные попы не заставляли порадоваться атеизму, а русский патриотизм не отдавал шовинизмом. Я была в восторге. Я так давно хотела именно это и именно так увидеть.



Холодный голодный край, война, строительство на костях, подлость и равнодушие, пытающиеся задушить ростки победы - сериал вышел насквозь ангстовый, но при том правильно ангстовый: когда в глаза бросается не всеобщая чернота, а свет, который только ярче среди этой черноты.
Молодой царь Петр, пытающийся возвеличить свою страну, горячий и скорый в решениях, но порой не знающий, кому верить, а кого гнать взашей. Отбросы Европы, поехавшие в далекую Московию уж никак не от славной жизни дома. Равнодушные и жадные свои, которые не могут понять величия на горизонте и смотрят, что бы умыкнуть из-под носа. Сильный враг, не желающий делиться местом под солнцем. Нелегкими строятся судьбы героев: продубленного холодными ветрами простого кормщика Рябова, не раз ломанного жизнью, но простого и гордого; неподкупного таможенника Крыкова, хлебнувшего за свою жизнь горя на десятерых, но не изменившего чести и состраданию; верного офицера командора Иевлева, стивнув зубы не щадящего ради великого дела никого, а больше всех - себя. Хорошо прорисованы многие второстепенные герои: мне больше всех понравились правдивый и резкий на язык, местами очень мирской, а местами почти святой русский старик-епископ; и молчаливый шведский шпион, изучавший русских людей и поплатившийся за то, что пытался донести до своих, что Россия не жалкий противник - оба настоящее украшение второго плана. Кто-то погибнет, кто-то выживет, кто-то проиграет, кто-то победит. Но их дело будет жить и ими будут восхищаться те, кто знает о них правду. А правда всегда пробьется.



Правда, без ложки дегтя в восхвалении сериала не обойтись. Советские киношники местами очень дурно обошлись не только с буквой истории, но и с ее духом. И черт бы с кораблями не той комплектации или пылающими, как факелы, фитилями, но местами получилось уж слишком не в тему смешно - по большей части в изображении европейцев. Особенно среди кучи культурных ляпов меня позабавили шведы-католики и английский в качестве универсального международного. Что называется, гы-ы-ы.

PS. А роман Юрия Германа, по которому снят сериал я, помнится, года два назад порывалась почитать, но взяла с магазинной полки книгу, открыла наугад где-то в середине - пролистала главу, где облили грязью Карла XII (благо, в сериале этот эпизод вырезали), скривилась и поставила книгу обратно. На том мой энтузиазм благополучно кончился - после такого-то начала.
Сейчас вот думаю: то ли все-таки прочитать...