Герой переломного времени, влиятельный политик, полководец, не потерпевший ни одного поражения, искуснейший дипломат, красавец, умница, верный друг, идеальный муж и отец. А также хитрая шкура, предатель, жадина и взяточник.
Знакомтесь: Джон Черчилль герцог Мальборо.
Часть 1 - Любимец Фортуны.
Часть 2 - Предательство и расплата.
Часть 3 - Взлет к вершинам славы
Тем временем недовольство англичан на предмет вероисповедания их короля росло. И даже достоинства Якова II превращались в его недостатки. К примеру, то, что король был хорошим администратором и талантливым адмиралом, лишь внушало англичанам опасение относительно его возможных тиранических замашек. А уж когда король начал увеличивать армию... в то, что это делается для упрочнения английского положения на международной арене, никто не поверил. Англичане опасливо косились на притеснения гугенотов во Франции и все ждали, когда же их собственный король перейдет от провозглашения веротерпимости к насаждению католицизма. А Яков II еще и укреплением королевской власти в пику парламенту занялся...
И все-таки у англичан была надежда, что все это не так уж и страшно, а главное, временно: королю уже за 50, его наследница - протестантка принцесса Мария, выданная замуж за протестанта же Вильгельма Оранского, все будет хорошо... И тут-то у короля родился сын. Ясное дело, будущий католик.
читать дальшеНазванная в будущем «Бессмертной семеркой» группа влиятельных джентльменов подсуетилась и пригласила Вильгельма Оранского собрать армию и вторгнуться в Англию. Революция прошла бескровно - король Яков II отказался не только от французской помощи, но и от развязывания гражданской войны и бежал из Англии. Вильгельм в свою очередь охотно поспособствовал тому, чтобы с головы его тестя не упал ни один волосок, и не стал чинить никаких репрессий, не считая особо тяжелых случаев, как, к примеру, тот же увековеченный пером Сабатини судья Джеффрейс.
Перед бароном Черчиллем встал нелегкий выбор: король, бывший его благодетелем уже больше 25 лет, или победившая сторона. Черчилль выбрал второе. По-хорошему тут можно сказать, что он был протестант и ни разу не сторонник абсолютизма. По-плохому, он не имел ни малейшего желания пожертвовать своим богатством, положением и будущим из верности проигравшему. Он уже видел на отцовском примере, как это бывает. А он теперь все-таки муж амбициозной роскошной женщины и отец четверых детей. И это не считая собственной жадности.
Яков II. Вильгельм III. Мария II
Яков II верил Черчиллю и был изумлен его предательством не меньше, чем Цезарь - ударом Брута. Вильгельм Оранский не испытывал к Черчиллю ни грамма светлых чувств, как и к большинству англичан, поспешивших предать его предшественника, но нуждался в его услугах ради своего дела жизни. Делом этим была война против самого могущественного человека Европы - Людовика XIV.
Вильгельм Оранский был двадцатилетним никому не нужным принцем республиканской страны, когда в 1672-м в Голландию вторглись полчища французских солдат, напутствуемых маршалом Люксембургом: «Идите, дети мои, грабьте, убивайте, рушьте!» - и перепуганная Голландия, затопив поля, чтобы сдержать натиск захватчиков, сделала Вильгельма своим штатгальтером, предварительно разорвав в клочья де Виттов, возглавлявших республиканское правительство. С тех пор война против Франции стала делом жизни Вильгельма Оранского. Он сражался с французами в поле и терпел поражения, собирал союзы против Франции и не добивался ничего или почти ничего, но не собирался опускать руки. Одного он достиг несомненно - Голландия осталась на карте Европы. И этот невзрачный, хрупкий, бледный и молчаливый молодой человек упорно продолжал свою борьбу.
Теперь он вместе со своей женой стал королем Англии, чтобы круто развернуть английскую политику. Он не любил Англию, а Англия не любила его, но Англия была нужна ему ради Голландии.
Заниматься реорганизацией малочисленной и плохо обученной английской армии новый король поручил самому талантливому - Джону Черчиллю, которому для подстегивания мотивации пожаловал титул графа Мальборо.
Молодой Вильгельм Оранский. Великий пенсионарий Ян де Витт и то, что осталось от него и его брата в 1672 году.
В Европе начиналась очередная большая война. Из-за аппетитов Людовика XIV, заглотившего Пфальц, на Францию не без стараний Вильгельма Оранского обрушилась объединенная мощь Англии, Голландии, Священной Римской империи, Испании, Португалии, Швеции... - в общем, в аккурат всех соседей. Впрочем, слово «мощь» тут немного не к месту - Король-Солнце в зените своего могущества и французские армии одного за другим разделывают врагов. Не считая пары небольших исключений.
Одним из таких исключений стала битва при Валькуре (25 августа 1689), в которой под началом старого товарища короля Вильгельма - бранденбуржца Вальдека - отличился и граф Мальборо, командующий 8-тысячным английским корпусом. Французы поймали в поле отряд фуражиров, ударившийся в бегство под прикрытием одного английского пехотного полка. Французский авангард бросился в погоню, союзнические фуражиры добрались до лагеря, к французам подтянулись главные силы - дело плавно перешло в сражение. Английские солдаты, на недисциплинированность и неорганизованность которых Вальдек жаловался еще совсем недавно, теперь под командованием графа Мальборо бодро удерживали позиции против наступающих французов. К вечеру союзники могли праздновать победу. Предшествовавшая организационная работа и храбрость молодого английского генерала получила широкое одобрение. Мальборо даже заработал чуток европейской известности.
В следующем году после поражения при Бойне Якова II, пытавшегося вернуть себе английский трон (но вот генерал из экс-короля получился куда хуже, чем адмирал), Черчилль был направлен в Ирландию, где успешно отрезал остаткам якобитских повстанцев пути сообщения с Францией и добился угасания последних очагов мятежа.
Еще один Вильгельм III. Геоорг Фридрих Вальдек - его давний приятель и соратник, начиная с 1672 года. Людовик XIV. Последний из триады великих маршалов Короля Солнца - Франсуа-Анри де Монморанси герцог Люксембург - до самой своей смерти в 1694 году неизменно портил жизнь Вильгельму Оранскому.
Вроде бы все складывалось удачно, и все-таки кое-что пошло не так. Джон Черчилль привык к королевской милости и восхищению. Но все это было до того, как он стал предателем. Теперь же новый король Вильгельм неизменно одаривал новоиспеченного графа Мальборо своей фирменной холодностью, а королева Мария и вовсе недвусмысленно демонстрировала отвращение. Джон Черчилль не мог скрыть своего разочарования. И однажды он то ли раскаялся и попытался что-то исправить, то ли, напротив, решился пасть еще ниже, чем уже пал - вступил в переписку с якобитами, переписка затянулась и плавно перешла в настоящие планы предательства. Кое-что выплыло наружу и без того невеликое доверие короля начало стремительно катиться к нулю
Был ли граф Мальборо виноват в разглашении французам оборонно-стратегической секретной информации, историки спорят до сих пор, но одно ясно: в чем-то виновен он был и вляпался основательно. В один прекрасный день 1692 года Вильгельм Оранский уволил его от всех постов и засадил в Тауэр. За недостатком улик судьи не вынесли обвинительный приговор, но Мальборо было где напугаться. Было и где хлебнуть горя - пока граф сидел в тюрьме, умер его 2-летний младший сын.
Джон Черчилль покинул стены Тауэра живым, но ему и Саре теперь был заказан путь ко двору.
Граф и графиня Мальборо с их четырьмя дочерьми и сыном оказались на два года выброшены из круга сильных мира сего. Нет, бедствовать им не пришлось, но амбиции, амбиции...
Черчиллевское семейство в сборе. Знаменитый лондонский Тауэр.
В 1694 году умерла от оспы королева Мария, а с ней и ее отвращение. Отношение Вильгельма к Черчиллю не улучшилось ни на грамм, но у короля не было детей и он не мог не понимать, что принцесса Анна - его наследница - вернет свою подругу Сару, а заодно и ее мужа к вершинам власти. С неизбежным злом стоило начинать мириться заранее. К тому же за прошедшие годы Вильгельм успел потерпеть не одно поражение в войне с Францией. Ему был нужен талант Мальборо.
Вот только перед тем, как использовать этот талант нужно было отучить Черчилля якшаться с якобитами, что тот продолжал в опале с большей осторожностью, но не меньшим энтузиазмом, действуя на пару с Сидни Годолфином, которого привела в ряды якобитов его многолетная безнадежная влюбленность в Марию Моденскую - вообще тяжелый случай. Так что по началу, хоть и восстановленный во всех чинах и званиях, Джон Черчилль долгое время за недостатком королевского доверия не получал никакой ответственной должности. Равно как и вернувшаяся к своей подруге принцессе Анне Сара разом отсекла принцессу от всех государственных дел - король Вильгельм опасался влияния графини Мальборо. О Годолфине и говорить не приходилось - того Вильгельм не собирался подпускать к власти на пушечный выстрел.
А тем временем Джон Черчилль подбирался к своему 50-летию, а его жена - к 40-летию. Уходила их молодость и неизвестно, придет ли уже когда-нибудь их время. Конечно, надежда на воцарение Анны теплилась, но это было так неопределенно долго... Дорога, стремительно ведшая их к вершинам, оборвалась и оба топтались на месте. Впрочем, их союз с блеском выдержал и это, успешно доказывая, что та самая воспетая поэтами любовь до гроба вполне может соединять и сердца честолюбцев и интриганов не хуже, чем сердца благородных героев.
А вот это Франсуа де Невиль герцог Виллеруа - как только он пришел на смену покойному герцогу Люксембургу, Вильгельм Оранский в кои-то веки перестал регулярно терпеть поражения. Анн-Илларион де Костентин граф Турвиль - талантливый французский адмирал, таланты и победы которого, впрочем, не смогли перебить тот факт, что к концу своего правления Людовик XIV, за недостатком денег на огромную армию запустил финансирование флота и Франция начала постепенно сдавать позиции на море.
Война с Францией шла все более безрезультатно - враждующие стороны задыхались от затяжных кампаний и нехватки денег - конфликт угас так и не разрешившись. В 1697 году был заключен Рисвикский мир, утвердивший довоенные границы 1679 года.
Граф Мальборо теперь занял место в королевском тайном совете и принимал участие во всех государственных делах, но все так же продолжал страдать от недоверия и холодности Вильгельма Оранского. Он еще не знал того, что уже отлично знал король: Вильгельм III был болен, он никогда не отличался крепким здоровьем, но теперь дела шли все хуже и 50-летний король понимал, что его дни сочтены. Может быть год, может быть, два, при большом везении - чуть-чуть больше... А дело его жизни так и не было сделано. Шансы что-то успеть становились все призрачнее. И все-таки...
Новый европейский конфликт вспыхнул в 1700 году со смертью короля Испании Карла II - на трон претендовали французский и австрийский наследники. По началу приз достался французу, но когда Людовик XIV, усадивший на испанский трон своего внука, не словом, но делом заявил, что «Нет больше Пиренеев», Европа зашевелилась.
Вильгельм Оранский жаждал броситься в бой, но был связан парламентом. Парламент отнюдь не спешил раскошеливаться на очередную войну, хотя и трясся от страха, поглядывая, как французы прибирают к рукам торговлю с испанскими колониями. Но снова война? Не-е-ет. На такое англичане еще не были готовы. Как и голландцы. Как и остальная Европа, еще не оправившаяся от недавней войны. Французский посол уже с триумфом доносил, что Англия и Голландия вот-вот признают Филиппа Анжуйского королем Испании, а новая война так и не начнется.
Карл II король Испании - что называется, вырождение династии написано на лице, а ему еще художник, как водится, польстил. Филипп V - испанский король от французской стороны. Карл III - испанский король от австрийской стороны. Людовик XIV: «Иди сюда, внучек, королем будешь!» - 2 шт.
Война однако началась. Да так, что вся Европа в изумлении раскрыла рты - император Леопольд I, не дождавшись союзников, начал войну против Франции один. И не с привычных поражений, а с побед. Это была чистой воды авантюра - ведь, если бы Австрия не нашла союзников, продолжать войну с Франций в одиночку было бы ей не по силам. Но пока что в первый год войны творились чудеса.
Популярность Людовика XIV в Англии была крайне низка и англичане не могли не порадоваться долгожданным поражениям французов. Англия пила за здоровье имперских генералов и восторженно покатывалась от смеха, пересказывая с чудовищно приукрашенными подробностями, как имперцы проскочили непролазными альпийскими тропками мимо охраняемых французами перевалов или как был зимним утром вытащен прямиком из постели любовницы французский маршал, проспавший взятие своей штаб-квартиры.
Не отставала от народного мнения и политика. За 1701 год Людовик XIV успел прибрать к рукам монополию на ввоз негров в испанские колонии, провозгласить королем Англии сына умершего Якова II, выжить голландцев из бельгийских крепостей, которые те поделили с испанцами в годы войны Аугсбургской лиги. А молодой король Испании Филипп V ненавязчиво попросил у дедушки помощи и доброго совета в управлении - дедушка Луи, ясное дело, не смог отказать. Английский парламент все больше склонялся к тому, чтобы разрешить королю воевать.
Последние дни своей жизни Вильгельм Оранский положил на то, чтобы вновь сплотить Великий Альянс. Альянс этот был слабее предыдущего - теперь на стороне Франции стояли Испания, Португалия и Савойя. Чтобы сделать то, что было не под силу его более внушительному предшественнику Великий Альянс номер два нуждался в парочке-другой настоящих чудес. Как тут было не обратить взгляд в сторону Джона Черчилля...
Постаревший Вильгельм III. Королева Анна. Сара Черчилль (справа).
Вильгельм Оранский умер 8 марта 1702 года. Он протянул гораздо дольше, чем от него ожидали врачи, но падение с лошади и сломанное плечо оказались для больного астмой короля смертельными. Умирающий король завещал своей наследнице принцессе Анне во всем доверять графу Мальборо. Вероятно, он был бы счастлив, если бы мог назвать другого человека. Но так же вероятно, король был бы еще более счастлив, если бы мог знать, как много сделает Джон Черчилль для заката могущества Людовика XIV.
Великий Альянс и начинающаяся война легли на плечи королевы Анны и, разумеется, четы Мальборо, дорвавшейся с ее воцарением до высот власти. Джон Черчилль взял на себя армию, его жена Сара - королевский двор, брат Джордж, дорвавшийся до адмиральства - флот, а большой друг семейства Годолфин, назначенный лорд-казначеем, взялся официально за финансы и фактически за все правительство. Англия начинала местами сильно напоминать семейное черчиллевское предприятие.
4 мая состоялось формальное объявление войны Франции и новоиспеченный капитан-генерал отправился на континент принимать командование над разношерстной многонациональной 40-тысячной английской армией. А заодно и командовать при совместных действиях англо-голландскими силами, не смотря на то, что голландская армия вдвое превышала английскую. Впервые в жизни Джон Черчилль выступал в роли главнокомандующего. Впервые в жизни он имел настолько развязанные руки, насколько только мог полководец, не являющийся одновременно монархом. Наконец-то после всех взлетов и падений Джон Черчилль вступал в борьбу достойных его честолюбия масштабов - в битву за Европу.
Мальборо и Годолфин, дружно обрядившиеся в церемониальные плащи ордена Подвязки. Адмирал Джордж Черчилль.
Продолжение следует...
История примечательного джентльмена
Герой переломного времени, влиятельный политик, полководец, не потерпевший ни одного поражения, искуснейший дипломат, красавец, умница, верный друг, идеальный муж и отец. А также хитрая шкура, предатель, жадина и взяточник.
Знакомтесь: Джон Черчилль герцог Мальборо.
Часть 1 - Любимец Фортуны.
Часть 2 - Предательство и расплата.
Часть 3 - Взлет к вершинам славы
Тем временем недовольство англичан на предмет вероисповедания их короля росло. И даже достоинства Якова II превращались в его недостатки. К примеру, то, что король был хорошим администратором и талантливым адмиралом, лишь внушало англичанам опасение относительно его возможных тиранических замашек. А уж когда король начал увеличивать армию... в то, что это делается для упрочнения английского положения на международной арене, никто не поверил. Англичане опасливо косились на притеснения гугенотов во Франции и все ждали, когда же их собственный король перейдет от провозглашения веротерпимости к насаждению католицизма. А Яков II еще и укреплением королевской власти в пику парламенту занялся...
И все-таки у англичан была надежда, что все это не так уж и страшно, а главное, временно: королю уже за 50, его наследница - протестантка принцесса Мария, выданная замуж за протестанта же Вильгельма Оранского, все будет хорошо... И тут-то у короля родился сын. Ясное дело, будущий католик.
читать дальше
Знакомтесь: Джон Черчилль герцог Мальборо.
Часть 1 - Любимец Фортуны.
Часть 2 - Предательство и расплата.
Часть 3 - Взлет к вершинам славы
Тем временем недовольство англичан на предмет вероисповедания их короля росло. И даже достоинства Якова II превращались в его недостатки. К примеру, то, что король был хорошим администратором и талантливым адмиралом, лишь внушало англичанам опасение относительно его возможных тиранических замашек. А уж когда король начал увеличивать армию... в то, что это делается для упрочнения английского положения на международной арене, никто не поверил. Англичане опасливо косились на притеснения гугенотов во Франции и все ждали, когда же их собственный король перейдет от провозглашения веротерпимости к насаждению католицизма. А Яков II еще и укреплением королевской власти в пику парламенту занялся...
И все-таки у англичан была надежда, что все это не так уж и страшно, а главное, временно: королю уже за 50, его наследница - протестантка принцесса Мария, выданная замуж за протестанта же Вильгельма Оранского, все будет хорошо... И тут-то у короля родился сын. Ясное дело, будущий католик.
читать дальше