Жизнь в Венгрии в XVII веке была сложная. С одной стороны постоянно набегают турки с их тягой искать приключений на западе и вообще наконец-то основать в Ватикане султанские конюшни... С другой австрийцы грозятся натянуть на Венгрию «богемские штаны» (названо в честь разгула контрреформации и репрессий в Чехии после битвы под Белой Горой в 1620 году) и ничего не делают для освобождения южной части страны от турок, запрещая при том венграм собирать свою армию.
Кто хуже: «аллахи» или «вер-дасы» (от оклика часового «wer da?» - «кто там?») - венгры долго не могли между собой договориться. К тому же венгерская аристократия здорово побаивалась собственного народа, который бежал в партизаны, называясь куруццами (т.е. крестоносцами) и чинил самосуд над особо ненавистными сборщиками налогов и спекулянтами. Поэтому противники Австрии, как, например, Имре Текели, старались опираться больше на помощь из-за границы, чем на куруццев. Первым помошником здесь была Франция. Но, когда после Нимвегенского мира (1678) Людовик XIV вынужденно охладел к нуждам венгерских бунтовщиков, то Текели пришлось обращаться к Турции. Не по-христиански, но что поделаешь.

Долгое время австрийский посол Капрара и посланцы Текели наперебой осыпали алчного великого визиря Кара-Мустафу взятками, чтобы определить турецкую военную активность. В конце концов Текели и на лапу дал больше, и намекнул великому визирю на богатую военную добычу. Так что Кара-Мустафа начал тянуть миролюбивого султана Мехмеда IV к войне, показывая тому письма венгров с жалобами на беззакония австрийцев (были там прискорбные суды Караффы, где ударными темпами вешали куруццев, а больше тех, кто был заподозрен в содействии). Султан решил на такое дело разгневаться и помочь угнетенным.
Формальным поводом для войны послужило требование турок отдать крепость Яварин, за которым последовал закономерный отказ Австрии.


Имре Текели и великий визирь Кара-Мустафа

В мае-июне 1683 года в Белграде и Осиеке стягивается огромная армия: турки, венгры Текели, крымские татары, отряды из Албании, Валахии и Молдавии. Собственно турецкое войско насчитывало 40 тыс. пехоты и 40 тыс. конницы, а многонациональная армия в целом получилась под 170 тыс. человек при 144 пушках, количество которых увеличилось со взятием приграничных крепостей до 300. Имре Текели признал себя подданным султана, за что ему в перспективе светила корона Венгрии. Султан вручил Кара-Мустафе зеленое знамя Пророка – начало священной войны!

читать дальше