Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:23 

Сопрано и меццо-сопрано поют одно и то же - забавно и познавательно

Artemiz
Вспомнилось: чем отличается голос сопрано от меццо-сопрано я поняла далеко не сразу. Сначала мне казалось, что только диапазоном. И вот пара хороших иллюстраций на тему того, что не только. Мне нравится, как одно звучит после другого.

1. "Habanera" (Бизе) Ария для меццо-сопрано.
Елена Образцова (меццо-сопрано)
Анджелина Георгиу (сопрано)

2. "Vissi d'arte". (Пуччини) Ария для сопрано.
Елена Образцова (меццо-сопрано)
Анджелина Георгиу (сопрано)

@темы: музыка

URL
Комментарии
2011-02-05 в 01:34 

Чай с ванилью
Дела да дела, а поцеловать?..
интересно)) но я поняла только, что сопрано ниже))) и мне больше нравится)))

2011-02-05 в 06:53 

Artemiz
Чай с ванилью
не ниже - это иллюзия за счет того, что у нее нет ни нижних нотах той же силы и звонкости, что у меццо. Они звучат более глухо, поэтому кажутся еще ниже.

URL
2011-02-05 в 07:07 

Artemiz
Вот, кстати, пример, где сопрано поет уже ноты не типичные для женского диапазона Има Сумак "Ataypura". Звучит прямо вообще-вообще низко. А у мужчины то же самое звучало бы субъективно выше.

URL
2011-02-05 в 12:13 

Чай с ванилью
Дела да дела, а поцеловать?..
Artemiz

то есть, сопрано может брать более высокие ноты звонко, а низкие поет глухо, поэтому кажется, что низко? или я снова ничего не понимаю?

2011-02-05 в 14:08 

Artemiz
Чай с ванилью
Н-ну... проще всего разницу можно понять по аналогии со струнными инструментами.

У человека есть голосовые связки. Они колеблются с разной частотой - из-за этого меняется высота звука. У разных людей связки разной толщины. У сопрано голосовые связки тоньше, чем у меццо-сопрано.
Теперь смотрим, к примеру, струны гитары. И тонкая и толстая струна, в зависимости от того, где они зажаты, могут колебаться с разной частотой и издавать разные звуки. В т.ч. одинаковые звуки. Но звучат при этом по разному.

Голос меццо-сопрано в сравнении с голосом сопрано:
1) удобнее и легче поет более естественные для него низкие ноты и сложнее поет высокие ноты, даже если может их спеть (а у кого-то и не может)
2) звучит в целом "тяжелее", имеет более "темный" тембр.
3) по-другому расставляет музыкальные акценты, т.к. у сопрано "пробивные" звенящие высокие ноты звучат по сравнению с его хиленькими низкими очень мощно (вообще говоря, высокие ноты и так звучат более "пробивными", т.к. высокий звук человеческим ухом субъективно воспринимается, как более громкий, чем такой же по силе низкий), а у меццо-сопрано низкие ноты "мясистые" и этот контраст сглажен.

URL
2011-02-05 в 14:56 

Чай с ванилью
Дела да дела, а поцеловать?..
Artemiz

о как! тут надо въезжать в физику, как оказывается...

2011-02-05 в 15:55 

Artemiz
Чай с ванилью
тут надо въезжать в физику, как оказывается...
Физика, вроде не страшная.
Звуковая волна - колебание воздуха. Представили себе синусоиду.
Громкость - амплитуда колебаний. Чем больше отклонения от нуля, тем громче.
Высота - частота колебаний. Чем чаще идут подъемы и спады, тем выше звук.

Хотя, я бы не стала называть такие вещи, как "Темный" или "тяжелый" звук физикой :D Это аццкое музыкальное вуду.
Если тут закопаться в физику, то пойдет уже не такой милый и простой, как в случае с громкостью и высотой, разбор тембра голоса по обертонам. Связки при пении колеблются не только полностью на основной высоте, но и по частям на добавочных высотах. Набор вот этих добавочных колебаний у всех разный. Из этого складывается уникальный тембр, благодаря которому мы отличаем голос одного человека от другого или один музыкальный инструмент от другого. И вот как раз звонкость голоса достигается наличием там значительного количества высоких обертонов (так называемая "высокая певческая форманта"). А от того на какой именно высоте концентрируются эти обертоны, зависит легкий это голос или тяжелый. У сопрано высота наибольшей концентрации этих обертонов выше чем у меццо-сопрано, поэтому голос звучит легче и звонче. Пока это верхние ноты. Но, двигаясь к более низким звукам, сопрано быстрее теряет плотность высоких обертонов (грубо говоря, потому что они слишком высокие, чтобы появляться на таком низком основном звуке, а более низких обертонов, которые тут еще могли бы звучать, в голосе сопрано уже мало) и голос становится все более глухим. То же самое, только еще более ярко выраженное с мужскими и женскими голосами Примерно половина диапазона у них общая, но одни и те же ноты, спетые мужчиной и женщиной, звучат по-разному, потому что в мужском голосе более низкие обертоны.

URL
2011-02-05 в 16:01 

Чай с ванилью
Дела да дела, а поцеловать?..
Artemiz

я почти поняла))))))))

2011-03-18 в 20:31 

domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Artemiz
Все вышесказанное, безусловно, справедливо, но прямо вытекает из разности диапазонов :)
И как можно слушать второе после первого - я не понимаю.

2011-03-19 в 19:05 

Artemiz
domna1
Все вышесказанное, безусловно, справедливо, но прямо вытекает из разности диапазонов
Ну, диапазоны могут быть и не очень разные, а голос при том разный.

И как можно слушать второе после первого - я не понимаю.
На мой вкус Георгиу не супер, но вполне нормально :) Как Тоска она мне нравится, как Кармен - терпимо. А вот Тоска Образцовой по мне что-то не то, не-а. Меццо-сопрано вместо сопрано классно звучит на вагнеровских Брунхильдах с Изольдами, но Тоску и особенно как раз «Vissi d'arte» это уже портит. К тому же конкретно на этой записи Образцова поет верхние ноты несколько напряжно(( (может, конечно, качество записи настолько все испортило - оно как раз больше всего любит портить верхние ноты - но не знаю, не знаю...)
Георгиу здесь выбрана как пример, потому что, кроме нее, я видела сопранскую "Хабанеру" только у Марии Каллас. Но Каллас - это особый случай))) Ее попытка "помеццосопранить" звучит слишком нехарактерно, чтобы на ней изучать разницу голосов. (слушать Каллас)

Вот, кстати, довольно интересный пример, где у обеих певиц мощный драматический голос, но у одной сопрано, а у другой меццо-сопрано. И тоже очень слышно, как по-разному у них звучит одна и та же музыка.
Амнерис. Димитрова (сопрано)
Амнерис. Коссотто (меццо-сопрано)
Кстати, у Фьоренцы Коссотто, вроде бы, тоже был диапазон голоса, позволяющий свободно спеть партии сопрано. Я, правда, таких записей не слышала - только читала, что было дело.

URL
2011-03-19 в 20:39 

domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Artemiz
Ну вообще-то и сопраны делятся как минимум на лирических и драматических. Георгиу, судя даже по этим двум записям, чисто лирическое сопрано (причем очень небольшое), так что петь партии вроде Тоски ей категорически противопоказано. Манера исполнения мне тоже не нравится - впрочем, это особый разговор.
Тоска Образцовой? Ну захотел человек, спел один раз в концерте (наверное, партия очень нравится). Не вижу смысла обсуждать, хотя и не сказал бы, что сильно плохо. Кстати, в "Кармен" это не Атлантов там стенку подпирает? :)
А Кармен пела куча сопрано - если порыться, то наверняка что-нибудь найдется и на трубе. Запись с Каллас обязательно надо будет достать...
Последний пример, ИМХО, неудачен - голоса очень близки по диапазону. Сопрано Димитровой тяжелое, драматическое (неслучайно же ее пригласили на эту партию), а меццо Коссотто - легкое, подвижное. Кажется даже, что последняя звучит выше.
P.S. Кстати, видео тут можно встраивать.

2011-03-19 в 21:23 

Artemiz
domna1
Согласна, сопрано у Георгию лирическое. Ну Тоску-то вполне можно и лирическим сопрано петь. Разве что тяжеловато во втором акте сдавать Анджелотти и убивать Скарпию с лирическим голосом.
Да, в видео с Кармен у стенки Атлантов. Там даже подписано, что это фильм-опера "Моя Кармен" с Образцовой и Атлантовым. (целиком я его не смотрела - чувствую, не вынесу я в таком количестве "Кармен" на русском языке :alles: )

Хм, мне кажется, что меццо у Коссотто тоже драматическое. Хотя, может, я и не права.
А пример мне как раз нравится тем, что сопрано у Димитровой очень низкое и тяжелое и отлично справляется с партией для меццо-сопрано. Но все равно сопрано. И тембр светлее. И нижние ноты местами глуховаты. И акценты расставлены по-другому на более мощные верха.
Тут, я бы сказала, Каллас звучит более по-меццо-сопрански, чем Димитрова.
Кучи Кармен-сопрано мне, видимо, еще не попалось пока что.

А я недолюбливаю вставленные видео. Я с ними вечно ухитряюсь не вовремя закрыть вкладку, забыв откуда играет музыка :D Поэтому у себя я обычно вставляю только ссылки, чтобы открывать отдельно и ничего не забывать.

URL
2011-03-19 в 22:24 

domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Artemiz
Ну Тоску-то вполне можно и лирическим сопрано петь - Можно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Ни для певицы, ни для слушателей.
Хм, мне кажется, что меццо у Коссотто тоже драматическое. - А мне кажется, лирическое :) Хотя трудно сказать, богатый голос.
А пример мне как раз нравится тем, что сопрано у Димитровой очень низкое и тяжелое и отлично справляется с партией для меццо-сопрано. - Согласен, но никак не могу сказать, что тембр у нее светлее, чем у Косссотто. Повторюсь - скорее наоборот. Даже если она сознательно "глубит" голос, это не выглядит искусственным.

2011-03-19 в 23:51 

Artemiz
domna1
Нашла пример, где Коссотто поет за сопрано
http://www.youtube.com/watch?v=GJwK83TV36k&feature=related
А, кстати, очень даже)))

Димитрова в "Аиде" вообще страшные вещи творит с голосом :D ("страшные" для меня лично, потому что меня саму преподаватель регулярно одергивает, чтобы я так не делала, а я вроде сознательно и не делаю, но вечно почему-то так получается :D )
Я не о том, что Димитрова некрасиво поет. Но она ведь, действительно, на нижних нотах глубит и передавливает. По-моему, заметно. Но у меня пунктик на эту тему :D

URL
2011-03-20 в 00:29 

domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Artemiz
Замечательная Леди! Тоже поищем...
Но она ведь, действительно, на нижних нотах глубит и передавливает - Воля Ваша - не слышу, где она передавливает! Все очень аккуратно внизу и очень свободно наверху.
Кстати, видели эту "Аиду" целиком?

2011-03-20 в 10:29 

Artemiz
domna1
Все очень аккуратно внизу и очень свободно наверху.
Обратно наверх Димитрова перестраивается отлично, угу. Эффекта визгливых верхов, который появляется от попытки заглубить, совершенно нет. Все свободно.
Что касается передавливания, то, по-моему, заметно, что внизу усиливается вибрато и появляется в тембре голоса легкая горловая примесь, напоминающая пение алтайского шамана. Но звучит такая вещь, повторюсь, в данном случае не страшно и в целом пение красивое :)

Целиком эту "Аиду" видела. Там вокально великолоепный Радамес Паваротти и не помню, как зовут сопрано, но ее Аида мне не понравилась. Очень хотелось болеть за Амнерис и было обидно, что той в конце не досталось Радамеса :D Роскошнейшая работа режиссера и декораторов - наверное, самая лучшая, какая мне попадалась. Сценическая постановка, а по зрелищности заткнет за пояс фильм.

URL
2011-03-20 в 14:47 

domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
Artemiz
Чего уж красивого у шаманов? Ладно, попытаюсь растревожить общественность и привлечь сюда кого-нибудь из наших вокалистов.

2011-03-20 в 20:27 

Artemiz
domna1
У шаманов? - ничего :D
Я же сказала "слегка напоминает", а не "похоже на". :D

URL
2013-03-30 в 23:01 

доброго времени суток скажите у меня какой голос- вели как меццо

http://www.youtube.com/watch?v=ZsEd1yUPwPE

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

А где-то там далеко...

главная